Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связит ООО "ПГ Винтэкс" на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренды (лизинга) на приобретение автогидроподъемника (номер извещения: 0857200000221000439), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.11.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на оказание услуг по финансовой аренды (лизинга) на приобретение автогидроподъемника (номер извещения: 0857200000221000439).
Извещение N 0857200000221000439 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.11.2021 15:11.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 179 032,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.11.2021 10:00.
Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
19.11.2021 (вх. N 1139-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 26.11.2021 года в 15 часов 00 минут с учетом объявленного перерыва в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 1139-з от 19.11.2021 г.).
При описании объекта закупки Заказчик установили характеристики товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик и их значений, и показателей необходимым товаром к поставке является только товар одного производителя ЧПУ "Витстройтехмаш" (Беларусь).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 336 от 25.11.2021 года (доп. позиция исх. N б/н от 26.11.2021 года и исх. N б/н от 26.11.2021 года, в материалах дела):
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался как положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, так и определениями статьи 6 Закона о контрактной системе принципами стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующие:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него, соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В соответствии с извещением N 0857200000221000439 объектом закупки является услуги финансовой аренды (лизинга) на приобретение автогидроподъемника.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации Заказчиком применено КТРУ: 29.10.59.270-0000005 "Автогидроподъемник".
Согласно аукционной документации Заказчиком при указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара использован каталог, приведено обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, исходя из основной деятельности государственного учреждения и с учетом необходимости проведения работ на обочине дорог общего пользования для опила деревьев на полосе отвода и обслуживания линий освещения по региональным дорогам общего пользования.
В рамках рассмотрения жалобы Заказчик обосновал необходимость в спорных характеристиках автогидроподъемника:
Требования установленные заказчиком |
Обоснование характеристики |
|
Наименование характеристики |
Показатель |
|
Полная масса автогидроподъемник, кг |
Не более 7 050 |
Указанная масса соответствует потребностям учреждения. Более крупная масса приведёт к излишним затратам на перевозку и будет негативно сказываться на рабочем процессе, что в свою очередь повлечёт излишние затраты. |
Габаритные размеры подъемника в транспортном положении, мм длинна |
Не более 7 370 |
Работа автогидроподъемника будет связана с проведение ремонтных работ дорожного освещения, светофорных объектов и иных задач в рамках выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог. В связи с тем, что к дорогам принадлежащим ГБУ ПО "Псковавтодор" относятся дороги 4 и 5 категории ширина которых составляет: 4 категория -6 м. 5 категория - от 4,5 метров однополосная, то есть ограниченно пространство для производства работ. По этой причине большая длина не позволит производить работы в ограниченных условия. |
Срок службы |
12 лет |
Гарантийный срок - это период времени, в течение которого производитель обязан удовлетворить требования покупателя по замене товара, возврату денег, безвозмездному устранению дефектов. Указанный срок службы является более продолжительным, что в свою очередь положительно скажется на работе предприятия. |
Количество аутригеров |
6 (4 основных + 2) дополнительных под передним бампером) |
Наличие 6 (4 основных + 2 дополнительных под передним бампером) аутригеров обусловлена технической и конструктивной потребностью. В случае если аутригеров будет меньше, то возрастёт нагрузка на раму при выставлении вышки в рабочее положение, что в свою очередь приведёт к более быстрому износу автомашины. |
По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Так же, Законом о контрактной системе не установлено требований к подобному обоснованию объекта закупки в документации об аукционе.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
Именно такая правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 (далее - Обзор ВС РФ от 28.06.2017).
При этом вопреки позиции заявителя, в пункте 1 названного Обзора под "спецификой использования товара" понимается требования "с учетом собственных потребностей заказчика и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности".
В документации об аукционе, в том числе в Техническом задании и в Информационной карте, не содержится непредусмотренных законом требований, объектом закупки не является технология производства либо изготовление соответствующего изделия, отсутствуют требования к "процессам и методам производства". В документации об аукционе не установлено дополнительных требований к самому товару и требований к участникам закупки, отсутствуют требования о поставке товара исключительно производителем либо уполномоченным им лицом.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.11.2021 N0857200000221000439-3-1, участие в аукционе приняли 4 (четыре) участника, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В связи с этим в участником закупки могло быть любое заинтересованное лицо: поставщики, дилеры, дистрибьютеры и так далее, а не только производитель таких товаров (согласуется с позицией арбитражного суда Псковской области по Делу N А52-2569/2020).
Заявителем подтверждения невозможности участия в данной закупке, а именно невозможности предложения к поставке товара соответствующего потребностям Заказчика не представлено.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждение и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПГ Винтэкс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 1 декабря 2021 г. N 060/06/33-671/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021