Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: . - начальник отдела контроля закупок; члены Комиссии: . - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, . - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика - ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Забота" (ИНН 5190059633) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона на поставку подгузников для детей (номер извещения в ЕИС - 0213100000321000101, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Заказчика - ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР (далее - Заказчик): . (доверенность N17 от 01.01.2021), . (доверенность N160 от 23.06.2021),
представителя ООО "Забота" (далее - Общество): Третьяковой Я.В. (доверенность б/н от 26.11.2021),
УСТАНОВИЛА:
18.08.2021 - в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении электронного Аукциона. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 2 931 780,00 руб.
Дата проведения аукциона - 27.08.2021.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 26.08.2021 на участие в аукционе подано 4 заявки участников закупки, заявки участников с идентификационными номерами 110421263, 110421374 признаны соответствующими Аукционной документации и допущены до участия в Аукционе. Заявки участников закупки с идентификационными номерами 110421140, 110421197 признаны не соответствующими требованиям документации, к участию в Аукционе не допущены.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 27.08.2021 ценовые предложения подавали два участника закупки: ООО "Забота" и Калининградская ООООО "ВОИ". Заявка участника закупки - ООО "Забота" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и подана ранее заявки участника закупки - Калининградская ООООО "ВОИ".
13.09.2021 по итогам проведения Аукциона между Заказчиком и победителем Аукциона - ООО "Забота" заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер Контракта - 1183101513521000143). Цена контракта составляет - 2 931 780,00 руб.
Согласно решению Заказчика от 25.09.2021, размещенного в ЕИС 29.09.2021, Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта в связи с не исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
19.11.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
23.11.2021 Заказчик направил в Удмуртское УФАС России обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Забота" (вх. N7555 от 23.11.2021).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что во исполнение контракта, заключенного 13.09.2021, Общество направило в адрес Заказчика товар. Заказчик товар не принял в связи с тем, что поставленный товар не соответствовал условиям контракта.
Представитель Общества представил в материалы дела письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил, что поставленный по контракту товар соответствует условиям контракта и требованиям ГОСТ, поставщик не допускал каких бы то ни было нарушений контракта, которые могли бы стать причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, поставщик не согласен с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также сообщил, что в настоящее время Общество оспаривает решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 15.09.2021.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Кодекса).
В соответствии с абз. 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязан осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее, соответственно, - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации - подгузников для детей (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 3.1.12 Контракта Заказчик обязан осуществлять выборочную проверку поставляемого Товара в соответствии с разделом 4 Контракта.
Поставщик обязан в соответствии с п. 3.3.7 Контракта в случае выявления Заказчиком при проведении выборочной проверки поставляемого Товара нарушения требований, предусмотренных пунктом 4.3 Контракта, устранить их (заменить, доукомплектовать Товар) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения отказа Заказчика от подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и обеспечить возможность осуществления Заказчиком выборочной проверки поставляемой партии Товара в порядке и в сроки, установленные разделом 4 Контракта.
В соответствии с указанными условиями контракта Поставщиком был поставлен товар - подгузники для детей "BABY МОМ", изготовленные ООО "БелЭмса" (Беларусь) по ТУ 17.22.12- 001-01232322-2017, товар был предоставлен Заказчику для проведения выборочной проверки.
24.09.2021 Заказчиком была проведена выборочная проверка поставляемого Товара. По результатам выборочной проверки составлен акт, согласно которому Заказчик отказался принимать поставленный товар, в связи с несоответствием товара условия государственного контракта. Письмом от 27.09.2021 в адрес Поставщика направлен акт выборочной проверки от 24.09.2021, в котором установлен новый срок поставки товара в соответствии с условиями контракта до 04.10.2021 (включительно).
Поставщиком было направлено письмо (исх. б/н от 28.09.2021) о несогласии с результатами выборочной проверки. Товар не был заменен.
08.10.2021 Заказчик повторно отправил письмо (исх. от 08.10.2021 N01- 22/1814-2649) с требованием устранить выявленные замечания до 12.10.2021 (включительно).
11.10.2021 и 19.10.2021 Поставщик направил в адрес Заказчика претензию о несогласии с результатами выборочной проверки Товара и с требованием принять поставленный товар.
Кроме того, ООО "Забота" обратилось в Арбитражный суд УР с исковым заявлением к Заказчику о признании незаконным одностороннего расторжения контракта и его отмене (судебное дело А71-16581/2021 ).
Таким образом, по состоянию на 20.10.2021 Поставщик не произвел замену и поставку товара, в связи с чем у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая во внимание, что ООО "Забота" совершало действия, направленные на поставку товара Заказчику, а также учитывая наличие судебного спора между ООО "Забота" и Заказчиком по поводу правомерности решения об одностороннем отказе от исполнения Договора, то у Удмуртского УФАС России нет оснований считать, что ООО "Забота" имело умысел на уклонение от исполнения Контракта. Доказательств недобросовестного поведения со стороны ООО "Забота" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении общества с ограниченной ООО "Забота" (ИНН 5190059633, юридический адрес: 183034, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Домостроительная, дом 2, корпус 15: Сведения о лице, имеющим право действовать от имения юридического лица . ИНН .) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии |
___________ .
___________ .
___________ . |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2021 г. N 018/06/104-1137/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021