Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "ФАРМ-СТ" (вх. N 01-31565 от 24.11.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (извещение N 0162200011821002107 ), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ФАРМ-СТ" (вх. N 01-31565 от 24.11.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (извещение N 0162200011821002107 ), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация была составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.11.2021 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении процедуры электронного аукциона N 0162200011821002107 и аукционная документация на поставку лекарственного препарата для медицинского применения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 078 819,00 рублей.
Исходя из доводов жалобы, заявитель усматривает нарушение положений Закона о контрактной системе в содержании документации о закупке, а именно: Объектом закупки является - Интерферон альфа-2b, Основной вариант поставки: капли назальные, 10000 МЕ/мл и/или 10 тыс. МЕ/мл. Заказчик своими действиями, по мнению подателя жалобы, ограничивает возможность участия в аукционе поставщиков, предлагающих аналогичный препарат других альтернативных (взаимозаменяемых) интраназальных форм, а именно такую лекарственную форму, как "лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения и/или гель для местного и наружного применения", используемого во всех схемах лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе).
При этом, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Указанный порядок предоставления разъяснений определен в п. 8.3 Части I Общая часть аукционной документации.
Комиссией установлено, что заявитель обратился за разъяснением к Заказчику с вопросом: возможен ли к поставке лекарственный препарат с МНН "Интерферон альфа-2b", в лекарственной форме выпуска "лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения" 50000 МЕ/ фл. - 2 406 500 000 МЕ (48130 уп.), в комплекте с растворителем в объеме апмула 5 мл на каждые 50 000 МЕ (растворитель предоставляется на безвозмездной основе за счет поставщика).
Согласно данному 24.11.2021 г. Заказчиком разъяснению документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Интерферон альфа-2b (реестровый номер аукциона 0162200011821002107), Заказчик ссылается на данные Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/) и Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов (https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru/), согласно данным которых лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием "Интерферон альфа-2b" в формах выпуска капли назальные с дозировкой 10000 МЕ/мл, лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения с дозировкой 50000 МЕ и гель для местного и наружного применения с дозировкой 10 тыс.МЕ/г являются невзаимозаменяемыми.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Указанные особенности определены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1380).
В силу п. "а" ч. 2 особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1380, При описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Частью II "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара:
N п/п |
Наименование параметра |
Значения и характеристики параметров |
1. |
Международное непатентованное наименование /группировочное/ химическое наименование |
Интерферон альфа-2b |
2. |
Лекарственная форма |
капли назальные |
3. |
Дозировка лекарственного препарата |
10000 МЕ/мл и/или 10 тыс. МЕ/мл |
4. |
Единица измерения |
см3 и/или мл |
5. |
Количество товара в единицах измерения |
240 650 |
6. |
Остаточный срок годности |
не менее 12 месяцев на момент поставки товара |
Так, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/), лекарственные препараты Интерферон альфа-2b в формах выпуска "капли назальные" с дозировкой 10000 МЕ/мл, "лиофилизат для приготовления раствора для интра-2 назального введения" с дозировкой 50000 МЕ и "гель для местного и наружного применения" с дозировкой 10 тыс.МЕ/г являются невзаимозаменяемыми.
В соответствии с положениями таблицы взаимозаменяемых лекарственных препаратов Государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/Forum//Files/243339/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5 %D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%92%D0%97%20(04.10.2021).xlsb) взаимозаменяемыми могут быть только следующие лекарственные формы препарата Интерферон альфа-2b:
Интерферон альфа-2b |
Виферон |
мазь для наружного и местного применения |
40000 МЕ/г |
ООО "ФЕРОН" |
Россия |
Р N001142/01 |
06.11.2007 |
Виферон |
гель для наружного и местного применения |
36000 МЕ/г |
ООО "ФЕРОН" |
Россия |
Р N001142/02 |
13.04.2010 |
Таким образом, "Капли назальные", также как "лиофилизат для приготовления раствора для интра-2 назального введения" являются самостоятельными, невзаимозаменяемыми видами двух различных форм выпуска лекарственного препарата, и для целей настоящего Государственного реестра лекарственных средств не признаются эквивалентом таких форм выпуска, как "гель для наружного и местного применения", а также "мазь для наружного и местного применения".
Представитель заказчика пояснил, что потребность Министерства здравоохранения Свердловской области была именно в "Интерфероне альфа-2b" в лекарственной форме выпуска "Капли назальные". В обосновании своей потребности представитель заказчика пояснил, что "лекарственный препарат в форме выпуска "лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения" (ЛС-001041) после вскрытия ампулы необходимо смешать с водой, что у пациентов на дому может вызвать проблемы, в связи с этим может быть нарушена дозировка лекарственного препарата (нарушена пропорция жидкости и порошка), стеклянная ампула может разбиться, что также вызовет негативную реакцию пациентов. Также данный препарат имеет более ограниченный срок годности после его изготовления (смешения порошка и жидкости), что сокращает возможные сроки его использования".
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом потребностей медицинских учреждений и исходя из специфики осуществляемого ими вида деятельности, а также в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и положениями Постановления Правительства РФ N 1380.
Таким образом, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Фарм-СТ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику, уполномоченному органу, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* |
* |
* |
*
* |
-------------------------------------------
*(1) КТРУ - Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
*(2) ГРЛС - Государственный реестр лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 ноября 2021 г. N 066/06/106-4258/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021