Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" - Елагиной Н.Г. (директор, Выписка из ЕГРЮЛ от 01.12.2021 г.), в присутствии слушателя Гатиной А.Г., в отсутствие заявителей ИП Меньшикова Романа Анатольевича, ООО "Контракт" о времени и месте рассмотрения жалоб извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобы заявителей ИП Меньшикова Р. А. (вх. N15602/ж от 24.11.2021 г.), ООО "Контракт" (вх. N15600/ж от 24.11.2021 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" при проведении закупки N 0111300060621000156 на предмет: "Текущее содержание улиц г.Мензелинска РТ в 2022 году".
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения извещения о проведении электронного аукциона N0111300060621000156 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru от 16.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 600 000,00 руб.
Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя ООО "Контракт" о неправомерном установлении в извещении требования к участникам в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Объектом рассматриваемой закупки является Текущее содержание улиц г.Мензелинска РТ в 2022 году.
В рамках объекта закупки в аукционной документации были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона было установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным пояснениям Заказчика при формировании извещения на ЭТП требования части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не предъявлялись. При выгрузке извещения на закупочный модуль zakazrf.ru могла произойти техническая ошибка, в связи с чем в извещении ошибочно разместились сведения о требованиях, предусмотренных частью 2.1 статьи 31.
Таким образом, Уполномоченным органом, Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя ООО "Контракт" об отсутствии размещения в извещении требований к документам, представляемым в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе анализа извещения о проведении закупки установлено, что требования к документам, представляемым в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе были установлены в извещении.
Довод признан необоснованным.
3. Относительно доводов заявителей ООО "Контракт", ИП Меньшикова Р. А. о неправомерном установлении заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Разделом 1.5 "Требования к участникам закупки" были установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 2 (2) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Пунктом 36 части 1 ГрК РФ установлено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 части 1 ГрК РФ элементы благоустройства - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Предметом рассматриваемых закупки является текущее содержание улиц г.Мензелинска РТ в 2022 году.
Согласно пояснениям заказчика требование в соответствии с пунктом 2.2 приложения к Постановлению Правительства N99 было установлено в рамках закупки в связи с тем, что сметной документации предусматривается проведение работ по благоустройству территории, а именно при проведении работ затрагиваются лишь обочины, тротуары городских улиц. Содержание самих дорог, дорожного полотна в рамках объекта не предусмотрено.
Согласно локальному сводному сметному расчету предусмотрено выполнение работ по уборке, очистке от снега, содержанию тротуаров, бордюров, обочин, улиц парков и скверов г.Мензелинска РТ, являющихся элементами благоустройства. Стоимость указанных работ по благоустройству превышает 5 млн. рублей.
Таким образом, предметом контракта предусмотрены работы по благоустройству, которые превышают 5 млн. рублей. Следовательно, действия заказчика по установлению дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 не противоречат положениям действующего законодательства.
Доводы заявителей признаны необоснованными.
4. Относительно довода ООО "Контракт" о требовании предоставления во второй части заявки сведений, непредусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения):
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
При этом, в аукционной документации было установлено следующее требование к составу вторых частей заявок в редакции от 30.04.2021 г., утратившей силу на момент проведения закупки, а именно слово "учредителей" не было исключено:
вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Установленное требование в аукционной документации противоречит требованию, предусмотренному пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Уполномоченным органом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Относительно довода ООО "Контракт" о неправомерном установлении в аукционной документации требования предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих опыт выполнения работ в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и ПП РФ от 04.02.2015 г. N99.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к участником закупки Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что заказчик не имеет права требовать у участников закупки предоставление во второй части заявки на участие документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукцион. Кроме того, вышеуказанные документы предоставляются участником закупки оператору электронной площадки в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением о проведении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
При этом, в разделе 1.4. аукционной документации были установлены следующие требования к составу второй части заявки:
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной в части установления требований о предоставлении в составе второй части заявки на участие документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р. А. (вх. N15602/ж от 24.11.2021 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" при проведении закупки N 0111300060621000156 на предмет: "Текущее содержание улиц г.Мензелинска РТ в 2022 году" необоснованной.
2. Признать жалобу заявителя ООО "Контракт" (вх. N15600/ж от 24.11.2021 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" при проведении закупки N 0111300060621000156 на предмет: "Текущее содержание улиц г.Мензелинска РТ в 2022 году" обоснованной частично по доводам 1, 4, 5 жалобы.
3. Признать уполномоченный орган - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика - МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" нарушившими требования части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.:Акперова Л.А.
(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 1 декабря 2021 г. N 016/06/64-2276/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021