Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Тандем" (вх. 19485) от 23.11.2021 года на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Стоматологическая поликлиника города Стерлитамак при осуществлении закупки N 0301200081621000058 "Закупка дезинфицирующих средств".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301200081621000058.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражен довод, согласно которому требования документации об электронном аукционе приводят к ограничению круга участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу Заявителя: "в Техническом задании аукционной документации ( пункты с 1 по 6) чрезмерно детализировано описание товара. В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 г. N АКГ1И161287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Согласно Раздел N1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание (ТЗ)) Заказчик указывает следующие ограничивающие характеристики:
П.1 ТЗ:
Содержание ЧАС |
% |
не менее 6 |
Содержание третичных аминов |
% |
не менее 1 |
Общее содержание действующих веществ |
% |
не более 9 |
Содержание 1% водного раствора средства |
рН |
не менее 7,9 не более 10,3. |
Не содержит_ ферментов, _ |
|
наличие |
Заказчик, должен полностью исключить процентный состав действующих веществ и условие: "не содержит ферментов - наличие", так как ферменты только усиливают моющие свойства препарата, а не мешают его дезинфицирующему эффекту. Поэтому данное свойство не является функциональной составляющей ТЗ. Под данный состав действующих веществ, но с незначительным отличием их процентного содержания, подходят много других дезсредств. Однако из-за жесткого указания данных, участники аукциона не могут предложить эквивалентный товар. В запросе необходимо указать только группы действующих веществ.
Поэтому, В ТЗ следует указать только:
Содержание ЧАС |
% |
наличие |
Содержание третичных аминов |
% |
наличие |
Общее содержание действующих веществ |
% |
убрать из ТЗ |
Содержание 1% водного раствора средства |
рН |
не менее 7,0 не более 11,0. |
Не содержит_ ферментов, _ |
|
убрать из ТЗ |
П.2, 3 ТЗ:
Действующее вещество: алкилдиметилбензиламмоний хлорид |
% |
не менее 0,8 и не более 1,2 |
Заказчик, должен полностью убрать название и процентный состав действующих веществ, указав только группу: "Действующее вещество: ЧАС - наличие".
В ТЗ следует указать только:
Действующее вещество: алкилдиметилбензиламмоний хлорид |
% |
наличие |
П.4 ТЗ:
Действующие вещества: изопропиловый спирт, 2-феноксиэтанол |
|
наличие |
Содержание изопропилового спирта |
% |
не менее 50 |
Содержание 2-феноксиэтанола в составе |
% |
не более 2,0 |
Заказчик должен исключить из ТЗ требования обязательного содержания 2-феноксиэтанола в составе, так как основное действующее вещество для обработки рук является изопропиловый спирт, и содержание его должно быть не менее 70%, согласно требованиям Роспотребнадзора РФ. 2-феноксиэтанол является как дополнительный состав и не несет значимую функциональную нагрузку.
В ТЗ следует указать только:
Действующие вещества: изопропиловый спирт, 2-феноксиэтанол |
|
наличие |
Содержание изопропилового спирта |
% |
не менее 70 |
Содержание 2-феноксиэтанола в составе |
|
убрать из ТЗ |
П.5 ТЗ:
Содержание пероксид водорода |
% |
не менее 10 |
Содержание ЧАС |
% |
не менее 7 и не более 12 |
Содержание гуанидинов |
% |
не менее 2 |
Средство не должно содержать: _, кислот,_. |
|
наличие |
Заказчику следует убрать процентный состав действующих веществ, указав только группу действующих веществ и исключить условие: "не содержит кислот - наличие", так как кислоты не только не мешают, а усиливают его дезинфицирующий эффект. Но при этом не являются обязательным действующим веществом.
Поэтому, В ТЗ следует указать только:
Содержание пероксид водорода |
|
наличие |
Содержание ЧАС |
|
наличие |
Содержание гуанидинов |
|
наличие |
Средство не должно содержать: _, кислот,_. |
|
убрать из ТЗ |
П.6 ТЗ:
Действующие вещества: ЧАС, гуанидины, ферменты |
|
наличие |
Содержание ЧАС |
% |
Не менее 10 |
Содержание гуанидинов |
% |
Не более 2 |
Заказчику следует убрать процентный состав действующих веществ, указав только группу действующих веществ, причем расширенно: "Действующее вещество: ЧАС, амин, гуанидин - наличие". Без обязательного указания ферментов, так как они не влияют на дезинфицирующий эффект и не являются основным действующим веществом.
Поэтому, В ТЗ следует указать только:
Действующие вещества: ЧАС, гуанидины, амины |
|
наличие |
Содержание ЧАС |
|
наличие |
Содержание гуанидинов |
|
наличие |
П.7 ТЗ:
Действующее вещество: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты (Nа-соль ДХИЦК) в количестве |
% |
не менее 84 |
Заказчику следует убрать процентный состав действующих веществ, указав только группу действующих веществ.
В ТЗ следует указать только:
Действующее вещество: Хлорсодержащее соединение |
|
наличие |
Заказчик в ТЗ не обосновывает указание индивидуального рецептурного состава средств (названия и предела процентного содержания действующих веществ), заявляемых к закупке, взятого из инструкций по применению конкретных средств, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, и в нарушение ч.2 ст.8; п.5, ст.24; п.4, ч.1, ст.50; п.1,2, ч.1 ст.64, п.3, ч.6, ст.83 Закона N 44-ФЗ, а также ст. 17 Федерального Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, и приводит к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях: "Заказчиком в предмет аукциона был включен товар, исключительно руководствуясь основными целями и задачами ЛПУ, а также многолетним опытом применения дезинфицирующих средств. Законом не предусмотрено ограничение по включению в аукционную документацию товаров являющихся значимыми для Заказчика. Не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару и его комплектованию. Рецептурный состав средства является очень важной характеристикой как с точки зрения проведения качественной дезинфекции, за что мы несем ответственность, так и с точки зрения воздействия растворов дезинфицирующих средств на медицинский персонал и пациентов лечебного учреждения, что не менее важно, так как касается охраны здоровья. Кроме того, рецептурный состав средств существенно влияет на расчеты, производимые при выделении денежных средств на закупку дезинфицирующих препаратов, так как именно в зависимости от рецептурного состава средства зависит количество получаемых рабочих растворов для обработки определенных площадей обработки, различных ИМН и на определенный период времени (в нашем случае закупка дезинфицирующих средств рассчитана на их использование в течение полугодия). Именно поэтому ограничения нижних границ действующих веществ связаны с исключением поставок в наш адрес малоконцентрированных препаратов и, как следствие, с малым выходом рабочих растворов. Верхние границы действующих веществ ограничены исключительно на те средства, которые имеют непосредственное воздействие на пациентов нашего учреждения (мытье поверхностей в их присутствии, обработка кожных покровов) и, конечно, медработников".
Комиссией установлено, что вышеуказанные доводы Заказчика являются несостоятельными ввиду нижеследующего.
Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Разница в результатах применения того или иного дезинфицирующего препарата определяется не столько его рецептурой, сколько режимом дезинфекции и способом применения, изложенным в инструкции по применению.
Таким образом, при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования, в частности, "не менее _% не более _%", а также указание на отсутствие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.
Решением Верховного суда Российской Федерации N АКПИ16-1287 от 09.02.2017 и письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" отражена позиция о недопустимости требований закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Однако Заказчиком не достигнут данный экономический эффект. В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 29.11.2021 N0301200081621000058-2 предложение о цене контракта сделано одним участником.
Комиссия, с учетом изученного, усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301200081621000058, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301200081621000058, с объяснениями по факту выявленного нарушения 15.12.2021 года в 10:00 (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2382/2021 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - товарный знак - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021