Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Фактор Лайт", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13906 от 19.11.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электонной форме на выполнение работ по ремонту уличного освещения на территории Тосненского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 18.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 820 273,33 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения конкурсной комиссией заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключён.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, конкурсная комиссия ненадлежащим образом произвела оценку его заявки по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня".
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.11.2021 NППИ1 заявке Заявителя присвоено следующее количество баллов по нестоимостному критерию оценки:
Критерий |
Значимость критерия |
Описание критерия |
Порядок оценки по критерию |
Предложение участника |
Оценка по заявке |
|
Без учета значимости |
С учетом значимости |
|||||
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня |
40.00 |
|
|
0 |
|
0 |
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "квалификация участников закупки"):
Показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Значимость критерия оценки - 40%.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
Оценивается успешный опыт выполнения работ по выполнению электромонтажных работ по замене светильников, установке опор освещения. Под успешным выполнением работ (оказанием услуг) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 4 (четыре) года до момента подачи заявки на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены). При этом стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс).
Шкала оценки
п/п |
начение показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", предложенное участником закупки |
Количество баллов |
1 |
0 контрактов |
0 |
2 |
1 контракт |
35 |
3 |
2 контракта |
100 |
Подтверждается предоставлением:
- сведений об успешно исполненных участником конкурса контрактах (договорах) в табличной форме (см. Рекомендуемую форму "Таблица 1 "Сведения об исполненных участником конкурса контрактах (договорах)") с обязательным указанием номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Таблица 1
Сведения об исполненных участником конкурса контрактах (договорах)
N п/п |
Реестровые номера контрактов (договоров) из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ), успешно исполненных (завершенных) |
Цена исполнения контрактов (договоров) из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ), согласно информации, указанной в разделе "Исполнение (расторжение) контракта" или согласно акту оказанных услуг/выполненных работ, руб. |
Номер пункта контракта (договора) или описания объекта закупки (технического задания), который указывает на сопоставимость работ по характеру |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры):
- с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов);
- являющиеся несопоставимыми по характеру и объему;
- по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС либо по указанным участником конкурса номерам реестровых записей не представляется возможным идентифицировать контракт (договор) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Принимаются к оценке только те контракты, сведения о которых представлены участником в табличной форме.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по данному показателю, не является основанием для отклонения заявки (предложения) участника.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "квалификация участников закупки" определяется по формуле
НЦБi = НЦБi1 х ЗКЦБ,
где:
НЦБi1 - количество баллов, присвоенных i- заявке участника закупки в соответствии со шкалой оценки заявок;
ЗКЦБ - коэффициент значимости критерия оценки, ЗКЦБ = 0,4.
4.4. Расчет итогового рейтинга.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга (ИРi) по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки по формуле:
ИРi = ЦБi + НЦБi
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера производится в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которого присвоен первый номер".
Таким образом, оценивается успешный опыт выполнения работ по выполнению электромонтажных работ по замене светильников, установке опор освещения. Под успешным выполнением работ (оказанием услуг) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 4 (четыре) года до момента подачи заявки на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены). При этом стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс). Согласно шкале оценки количество баллов присваивается при отсутствии контрактов - 0, 1 контракт - 35 баллов, 2 контракта - 100 баллов соответственно.
При этом, оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры):
- с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов);
- являющиеся несопоставимыми по характеру и объему;
- по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС либо по указанным участником конкурса номерам реестровых записей не представляется возможным идентифицировать контракт (договор) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Комиссия установила, что в составе второй части заявки Заявителем представлены сведения о следующих контрактах:
1 |
27814027050 21 000179 |
5 248 001,61 |
Выполнение работ по устройству наружного освещения территории между Приморским шоссе и Школьной улицей на пересечении с Туристской улицей с западной стороны. (п.1.1 контракта, Приложение 1 к контракту, Сметный расчет) |
0172200004921000117
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2781402705021000179 |
2 |
27805059546 19 000062 |
8 084 022,11 |
Установка элементов благоустройства (опор освещения), (далее - работы) в квартале, ограниченным улицами: Зайцева ул., Маринеско ул., Автовская ул., пр. Стачек, Кировского района Санкт-Петербурга (п.1.1 контракта, Приложение 2 к Сводному сметному расчету Локальная смета) |
0172200001419000101
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2780505954619000062 |
Представитель Заказчика пояснил, что контракты, которые представлены Заявителем, являются неисполненными и расторгнутыми, что подтверждается сведениями из Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Комиссия установила, что контракт с реестровым номером N2781402705021000179 расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций (согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок). Обязательства исполнены на сумму 5 248 001,61 руб. (такие сведения содержатся в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 04.10.2021 и соглашении о расторжении контракта N60/2021/ЭА от 28.07.2021), что соответствует требованию Заказчика, установленному в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме (стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта).
Комиссия также установила, что контракт с реестровым номером N0172200001419000101 расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций (согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок). Обязательства исполнены на сумму 8 084 022, 11 руб. (такие сведения содержатся в соглашении о расторжении контракта N б/н от 24.12.2019 и в акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 03.10.2019), что соответствует требованию Заказчика, установленному в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме (стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта).
Указанные контракты также соответствуют требованию о том, что контракты должны быть исполнены за период 4 (четыре) года до момента подачи заявки на участие в конкурсе.
Довод представителя Заказчика о том, что указанные контракты не могут быть приняты, так как они расторгнуты Комиссия считает некорректным, поскольку контракты исполнены надлежащим образом, без применения к подрядчику штрафных санкций, исполнены на сумму, соответствующую требованиям порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме и дата заключения контракта также соответствует установленным требованиям. Тот факт, что контракты расторгнут по соглашению сторон не может является свидетельством о ненадлежащем исполнении сторонами условий контракта. Кроме того, в ранее указанных соглашениях о расторжении названных контрактов содержатся сведения, позволяющие идентифицировать сумму исполненных подрядчиком обязательств.
Таким образом, правовой подход Заказчика сводится к ненадлежащей оценке заявок участников открытого конкурса в электронной форме, что противоречит целям проведения закупки и принципам Закона о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу что в действиях конкурсной комиссии усматривается нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фактор Лайт" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.11.2021 NПРОII1, подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.11.2021 NППИ1, повторном рассмотрении вторых частей заявок участников открытого конкурса в электронной форме с учетом решения антимонопольного органа;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 ноября 2021 г. N 047/06/54.7-2522/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2021