Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Круг Плюс" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок" Одинцовского городского округа Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на закупку в 2021 году на оказание услуг по оценке и обследованию технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Одинцовского городского округа Московской области (извещение N 0848300045421000700 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 12.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 940 719,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 19.11.2021;
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения критериев оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) По мнению Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлено наименование критериев оценки.
В Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
N |
Наименование критериев оценки |
Значимость критериев оценки, % |
1. |
Стоимостные критерии оценки |
|
1.1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Нестоимостные критерии оценки |
|
2.1.1. |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
40 |
При этом, критериями оценки, установленными Конкурсной документацией предусмотрен показатель 2.2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом наименований критериев оценки в вышеуказанной таблице вводят участников закупки в заблуждение и противоречат Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено в том числе следующее:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема подтверждается следующими документами и в порядке, указанном ниже:
- копия (копии) контракта (договора) (контрактов/договоров) по оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема;
- копия акта(ов) приемки оказанных услуг (выполненных работ) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку услуг (работ) по контракту (договору);
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе с приложениями к дополнительным соглашениям)".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без приложения к нему дополнительных соглашений, в том числе без приложений к дополнительным соглашениям, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе следующее:
Предметом оценки по данному показателю является количество сотрудников - специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг (выполнению работ) при исполнении данного контракта, соответствующих требованиям:
Наличие в штате организации не менее 2 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющих высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства и стажа работы в области проектирования в организациях, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации - не менее 5 (пяти) лет, наличие повышения квалификации специалиста по направлению подготовки в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования не реже одного раза в пять лет, наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника открытого конкурса.
Обеспеченность трудовыми ресурсами, предлагаемых для оказания услуг (выполнения работ) подтверждается приложением выписки из штатного расписания и/или гражданско-правовыми договорами со специалистами, а также Справки, представленной в соответствии с рекомендованной формой "ШТАТНО-СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ" (Приложения 2 к критериям) о квалификационно-кадровом составе участника закупки, с указанием стажа работы, образования и специализации специалистов, образование необходимое для оказания услуг (выполнения работ) по тематике открытого конкурса подтверждается копиями трудовых книжек/выписками из трудовых книжек, копиями дипломов о высшем профессиональном образовании, копиями свидетельств (дипломов, сертификатов) о повышении квалификации.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении сведений сотрудников о наличии в штате, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, что ограничивает количество участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление условия о наличии у специалистов стажа работы в области проектирования в организациях, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации - не менее 5 (пяти) лет, наличие повышения квалификации специалиста по направлению подготовки в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования не реже одного раза в пять лет приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, установление условия о предоставлении копиями свидетельств (дипломов, сертификатов) о повышении квалификации не является надлежащим подтверждением наличия или отсутствия у участника закупки трудовых ресурсов, а также не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Круг Плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.11.2021 N N 50/06/45957эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 ноября 2021 г. N 50/06/45957эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2021