Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Аникина Павла Владимировича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Егорьевская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по проведению комплекса санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция) (извещение N 0348300004921000384 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 18.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 809 235,73 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 26.11.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, требования к составу заявки устанавливаются Заказчиком с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по проведению комплекса санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция)".
В пункте 16 информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе следующее: "1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: Действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, по дезинфектологии (Участник закупки должен предоставить копию лицензии до начала оказания услуг, при отсутствии лицензии, участник считается недобросовестным поставщиком)".
Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" документации, а именно Действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, по дезинфектологии (Участник закупки должен предоставить копию лицензии до начала оказания услуг, при отсутствии лицензии, участник считается недобросовестным поставщиком).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, изложенном в приложении к Положению, содержатся, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта будет оказываться комплекс санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция), осуществляемые не в рамках медицинской помощи.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части установления в документации об Аукционе требования к участникам закупки о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, по дезинфектологии, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заказчиком в пункте 10 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Требования соответствия нормативным документам:
Действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, по дезинфектологии (Участник закупки должен предоставить копию лицензии до начала оказания услуг, при отсутствии лицензии, участник считается недобросовестным поставщиком)".
Учитывая, что в рамках исполнения контракта будет оказываться комплекс санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий (дератизация, дезинсекция, дезинфекция), осуществляемые не в рамках медицинской помощи, действия Заказчика в части установления в Техническом задании документации об Аукционе требований о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, по дезинфектологии противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении поставщиком при заключении контракта санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Требования соответствия нормативным документам: при заключении контракта Поставщик предъявляет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документов и сведений, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Аникина Павла Владимировича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 30.11.2021 N 050/06/47226эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 ноября 2021 г. N 050/06/47226эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021