Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.12.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва:
- "_" действующая на основании доверенности от 24.08.2021 года б/н;
- от Общества с ограниченной ответственностью "ДРСУ-17" (далее - ООО "ДРСУ-17", общество):
- "_" действующий на основании доверенности от 26.11.2021 года N 1,
рассмотрев обращение (вх. N 5829 от 23.11.2021 года) Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДРСУ-17" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, офис 28, ИНН: 1701060200, КПП: 170101001, ОГРН: 1171719001574, дата регистрации юридического лица 11.10.2017 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300055821000008 "Ремонт грунтовой дороги "Подъезд к с. Хандагайты и ул.Сылдыс Монгуш"", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 24.11.2021 года N 391 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300055821000008.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении, пояснив, что после подписания муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года, истечения срока исполнения муниципального контракта и принятого решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года со стороны общества действия по выполнению работ не осуществлялись.
Согласно письменным (вх. N 5916 от 29.11.2021 года) и устным пояснениям представителя ООО "ДРСУ-17", а также представленным в материалы дела документам следует, что 27.08.2021 года в связи со сменой руководства общества, работы в установленные сроки не выполнены, кроме того назначенные главные ответственные лица по исполнению муниципального контракта "_" и "_" в период времени август-сентябрь 2021 года болели коронавирусной инфекцией, что подтверждается справками врача.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-65/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Администрацией муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 15.07.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300055821000008 "Ремонт грунтовой дороги "Подъезд к с. Хандагайты и ул.Сылдыс Монгуш"", начальная (максимальная) цена контракта - 2 452 518,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки, на участие в электронном аукционе N 0312300055821000008 от 24.07.2021 года до окончания срока подачи заявок поступила единственная заявка от ООО "ДРСУ-17", признанная соответствующей требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
04.08.2021 года между Администрацией муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва и ООО "ДРСУ-17" заключен муниципальный контракт N 011 "Ремонт грунтовой дороги "Подъезд к с. Хандагайты и ул.Сылдыс Монгуш"" на сумму 2 452 518,00 рублей.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
09.11.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года, которое в нарушение требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" не размещено.
Указанное решение получено генеральным директором Байыр-оол А.А. ООО "ДРСУ-17" 10.11.2021 года нарочно, о чем свидетельствует соответствующая подпись.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "ДРСУ-17" о принятом решении является 10.11.2021 года, соответственно решение от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года с учетом выходных дней вступило в силу 23.11.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок, в том числе начала выполнения работ.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 1 статьи 742 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (часть 1 статьи 743 ГК РФ).
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (часть 2 статьи 743 ГК РФ).
С учетом изложенных законоположений ГК РФ существенными условиями договора строительного подряда являются:
- условия, позволяющие определить конкретный вид работы;
- условие о сроке выполнения работ, в том числе об их начале;
- условие о цене работы.
Согласно пункту 4.1.1 муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года сроки выполнения работ по ремонту определены сторонами с даты заключения Контракта по 30 октября 2021 года.
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено и не отрицается представителем общества, что в нарушение условий контракта N 011 от 04.08.2021 года обязательства ООО "ДРСУ-17" по выполнению работ в установленный срок не исполнены.
В силу статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, ООО "ДРСУ-17" не выполнило свои обязательства по контракту N 011 от 04.08.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки, в том числе начала выполнения работ.
При этом, необходимо отметить, что ООО "ДРСУ-17" подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
Срок выполнения работ, определён сторонами контракта с даты его заключения, но не позднее 30.10.2021 года, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 09.11.2021 года. Соответственно заказчиком было предоставлено достаточно времени обществу для завершения работ по ремонту грунтовой дороги "Подъезд к с. Хандагайты и ул. Сылдыс Монгуш". Доказательства того, что не исполнение контракта вызвано обстоятельствами непреодолимой силы либо неправомерными действиями (бездействием) заказчика в материалах дела отсутствуют. Так же, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия со стороны ООО "ДРСУ-17" действий, направленных на выполнения работ, предусмотренных контрактом как с момента его заключения, так и после окончания срока его исполнения, так и в течении 10 дней со дня принятия заказчиком решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года.
Представленные в материалы дела копии документов о наличии заболевания у двух работников ООО "ДРСУ-17" не является достаточным доказательством, подтверждающим наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих обществу надлежащим образом исполнить условия контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения обществом обязательств по контракту в установленный срок, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При этом, необходимо отметить, что в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 - орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельства, являющиеся основаниям для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Тывинского УФАС России не установлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДРСУ-17" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, офис 28, ИНН: 1701060200, КПП: 170101001, ОГРН: 1171719001574, дата регистрации юридического лица 11.10.2017 года) его учредителя и генерального директора Байыр-оол Арата Аркадьевича ИНН: 170300470371, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 011 от 04.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300055821000008 "Ремонт грунтовой дороги "Подъезд к с. Хандагайты и ул.Сылдыс Монгуш"", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях Администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" нарушение части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неразмещения в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 011 от 04.08.2021 года.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
09.11.2021 |
26.11.2021 |
23.11.2021 |
0 |
23.11.2021 |
30.11.2021 |
29.11.2021 |
0 |
02.12.2021 |
02.12.2021 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 2 декабря 2021 г. N 017/06/104-65/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2021