Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 03.12.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении:
Индивидуального предпринимателя "_",
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по Республике Тыва),
рассмотрев обращение (вх. N 5876 от 24.11.2021 года) МВД по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в индивидуального предпринимателя "_" (667904, Республика Тыва, Кызылский район, с. Сукпак, ул. Олимпийская, д. 7, ИНН: 170107254929, ОГРНИП: 319171900016082, дата регистрации 08.11.2019), в связи с уклонением от заключения контрактов по итогам электронного аукциона N 0312100003721000055 "Капитальный ремонт специальный помещения для содержания задержанных лиц (СПСЗЛ) МО МВД России "Улуг-Хемский" расположенного по адресу: г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16 для нужд МВД по Республике Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 25.11.2021 года N 394 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100003721000055.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России ИП "_" пояснил, что 27.10.2021 года подал заявку на получение банковской гарантии, 04.10.2021 года им было произведено перечисление денежных средств за предоставление гарантийного обязательства, 08.11.2021 года заключил договор субподряда N 35-21, только 09.11.2021 года им получено банковская гарантия, без банковской гарантии не имел возможности подписать контракт, также не терял интереса к заключению и исполнению контракта, что подтверждается представленными документами: платежным поручением N 24, 25 от 04.11.2021 и 05.11.2021 года, банковскими гарантиями от 09.11.2021 года, письмо о согласовании с заказчиком, а также обращение в адрес Тывинского УФАС России от 17.11.2021 года (вх. N5245 от 17.11.2021 года). Несвоевременное подписание контракта произошло из-за задержки предоставления ПАО Сбербанк России гарантийного обязательства.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-66/2021, а также выслушав пояснение лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - МВД по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 19.10.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100003721000055 "Капитальный ремонт специальный помещения для содержания задержанных лиц (СПСЗЛ) МО МВД России "Улуг-Хемский" расположенного по адресу: г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16 для нужд МВД по Республике Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 564 825,65 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100003721000055 от 27.10.2021 года:
- от участника с идентификационным номером заявки 110753879 поступило ценовое предложение в размере 491 398,27 рублей;
- от участника с идентификационным номером заявки 110761792 поступило ценовое предложение в размере 494 222,40 рублей.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 13,00%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312100003721000055 от 27.10.2021 года 2 поданные заявки признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией, победителем электронного аукциона N 0312100003721000055 признан участник - ИП "_" с идентификационным номером 110753879, предложивший ценовое предложение в размере 491 398,27 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Из истории заключения контракта, представленной оператором электронной торговой площадки (вх. N 5912 от 26.11.2021 года), следует:
- 03.11.2021 года участнику отправлен на подпись проект контракта;
- 09.11.2021 года контракт перешел из состояния "Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участник не подписал контракт в регламентированный срок";
- 09.11.2021 года участник внес обеспечение исполнения контракта;
- 09.11.2021 года контракт перешел из состояния "Участник не подписал контракт в регламентированный срок" в состояние "Участником подписан контракт вне срока";
- 10.11.2021 контракт перешел из состояния "Участником подписан контракт вне срока" в состояние "Участник признан уклонившимся от заключения контракта";
- 16.11.2021 года истек срок 20 дней с момента публикации протокола подведения итогов.
По смыслу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после представления участником закупки, с которым заключается контракт, соответствующего обеспечения, а в случае непредставления участником закупки такого обеспечения в срок, установленный для заключения контракта, названный участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 10.11.2021 года ИП "_" признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, причиной не подписания контракта ИП "_" является задержка предоставления ПАО Сбербанк России гарантийного обязательства. С его стороны не имелось умысла уклоняться от заключения контракта и намерений причинения вреда заказчику.
ИП "_" направлялось на электронную почту заказчика уведомление о сложившейся ситуации, об отсутствии умышленного намерения уклонения от заключения контракта, а также до обращения заказчика индивидуальный предприниматель обращался в Тывинское УФАС России (вх. 5245 от 17.11.2021 года).
Данные факты свидетельствуют об отсутствии умысла уклонения от подписания проекта контракта и намерений причинить вред заказчику, а также о наличии заинтересованности в заключении контракта.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что победитель электронного аукциона - ИП "_" не совершал недобросовестные действия по умышленному уклонению от подписания проекта контракта, не терял интерес к его заключению в ходе всего срока осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 орган контроля, принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Обстоятельства, являющиеся основаниям для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Тывинского УФАС России не установлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667904, Республика Тыва, Кызылский район, с. Сукпак, ул. Олимпийская, д. 7, ИНН: 170107254929, ОГРНИП: 319171900016082, дата регистрации 08.11.2019 года), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000055 "Капитальный ремонт специальный помещения для содержания задержанных лиц (СПСЗЛ) МО МВД России "Улуг-Хемский" расположенного по адресу: г. Шагонар, ул. Дружбы, д. 16 для нужд МВД по Республике Тыва", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 декабря 2021 г. N 017/06/104-66/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021