Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Крым
"Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N6" (далее - Заказчик) - Ляхович В.В., Еременко И.В. (по доверенности);
- ООО "Адванта" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Перчатки лот 2" (извещение N0375200002221000187) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с разделом IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) документации о Закупке по позициям 20 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные", 21 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные" установлено требование о соответствии следующим характеристикам: "В составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающий инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска на основе полигексанида или хлоргексидина".
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование к конкретному антисептику без соответствующего надлежащего обоснования.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "При составлении технических характеристик на перчатки в позиции N20 и N21, Заказчик руководствовался как нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ так и Постановлением Правительства N145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно описанию товара по КТРУ в позициях N20 и N21 (кода 22.19.60.113-00000003'). данный вид может "имеет антибактериальные или противовирусные средства/свойства, предназначенные для снижения воздействия жизнеспособных микробов в случае их проникновения. Оно используется в основном в качестве двойного барьера для защиты пациента и персонала от заражения." Руководствуясь нормами пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции катапога.(данные из раздела IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ), Заказчик не устанавливал требование к одному конкретному внутреннему слою, а предложил на выбор полигексанид или хлоргексидин. Требование антисептика полигексанид или хлоргексидин. во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что требуется непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, защищающая и пациента, и персонал в случае повреждения перчатки от заражений и инфекций, что прямо предусмотрено пунктом 4.6 Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.), а именно: "4.6. При выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счёт дополнительных свойств перчаток: перчатки с внутренним антибактериальным покрытием (Внутреннее покрытие таких перчаток содержит антисептик). Различные антисептики на основе полигексанида и хлоргексидина предназначены для антисептической обработки и дезинфекции кожи рук хирурга. Сами антисептики на основе хлоргексидина не чувствительны к разведению и не теряют свою активность в присутствии биологических жидкостей и крови, не вызывают аллергических реакций и не имеют противопоказаний в зависимости от возраста, обладают наиболее широким спектром активности. Остальные известные антисептики имеют ограниченную область применения, теряют активность в присутствии крови и биологических жидкостей имеют большое количество противопоказаний и могут вызывать аллергические реакции, вызывают раздражение кожи рук даже при непродолжительном контакте. Антисептик в перчатке должен быть безопасен для кожи рук. при этом сохранять свою активность на протяжении всей операции.
Согласно требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 - Правил обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов включают требования по обработке рук. однако предметом закупки являются хирургические перчатки, которые не заменяют стандартной обработки кожи рук перед надеванием хирургический перчатки.
Антисептическая обработка кожи рук удаляет резидентную флору кожи рук, а перчатка предназначена в качестве барьерного средства защищающего специалиста от заражения гемоконтактыми инфекциями, заражение которыми никак не связано с предоперационной обработкой рук, направленной на профилактику инфицирования пациента. При этом требование аукционной документации не противоречит требованиям действующего ГОСТ.
Действующий ГОСТ Р52238-2004 не содержит информации о недопустимости применения перчаток с антисептиком, а само требование функционально обоснованно, так как перчатки с внутренним антисептическим покрытием обеспечивают более надежную защиту в условиях повышенного риска инфицирования и сохраняют высокую тактильную чувствительность, что полностью соответствует требованиям ч. 1 и 2 ст. 33 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что из совокупности технических характеристик требованиям технического задания удовлетворяют следующие перчатки:
- перчатки хирургические производства - Ansell Healthcare Europe NV, Бельгия регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013 г.
- Перчатки хирургические с антибактериальным внутренним покрытием Profile 3000, производитель Нитритекс (М) Сдн.Бхд", Малайзия, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12749;
- Перчатки медицинские Armilla стернальные, производитель "Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко Лтд", КНР, регистрационное удостоверение от 06.122017 N РЗН 2013/1220.
Перчатки с требуемыми характеристиками предлагаются на рынке РФ большим количеством компаний. При этом продукция представлена на рынке несколькими производителями, что подтверждается, в том числе, и судебной практикой - дела А40-169114/2016 и А53-5608/2015 (решения судов прилагаются). В рамках указанных дел рассматривалась законность требований к антибактериальному покрытию на основе хлоргексидина в хирургических перчатках. Требования к товару признаны законными, обоснованными и не приводящими к ограничению числа участников.
Из решений судов следует, что по совокупности данных требований могут быть предложены к поставке перчатки производства: Ansell Healthcare Europe NV, Yixing HBM Latex Production Co, SFM Hospital Products GmbH.
Перчатки с требуемыми характеристиками постоянно закупаются заказчиками по всей стране, в данных требованиях нет ничего особенного или противозаконного. (Прилагается также реестр заключенных контрактов, по которым поставлялись данные перчатки.)
Таким образом, указанное требование является потребностью заказчика и установлено на законных основаниях, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Исходя из Технического задания перчатки хирургические с требуемыми характеристиками представлены в свободном доступе и предложение с продукцией соответствующей установленным требованиям не ограничено на рынке. Данный факт подтверждается коммерческими предложениями и тем, что на территории РФ зарегистрированы требуемые перчатки как минимум 3-х производителей".
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, Заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в данной части, а также об отсутствии возможности принять участие в данном аукционе. В том числе, Заявителем не указаны сведения о товаре, который он предполагал к поставке, но установление Заказчиком оспариваемого требования не позволило осуществить поставку.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов, не представил, в связи с чем, довод жалоб признается необоснованным.
Также по указанным позициям Заказчиком установлено требование к удлинению при разрыве (до ускоренного старения) для повышенной прочности перчаток - не менее 700%.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены требования к объекту, ограничивающие конкуренцию.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Требования "Усилие при разрыве, Н, (до ускоренного старения), Удлинение на при разрыве, % (до ускоренного старения)" поясняем, что данные показатели соответствуют пунктам 6.3.2 ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004, которые содержат разные показатели и их значения в зависимости от материала изготовления.
Данные показатели важны с учётом основной деятельности заказчика, для применения в продолжительных медицинских манипуляциях, связанных с повышенным риском для персонала.
Необходимо отметить, что указанные характеристики учитывались при формировании НМЦК и ухудшение данных показателей может привести к снижению эффективности данной закупки.
При этом Заказчик не обязывает участника закупки иметь в товар в наличии на момент проведения закупки. Следует отметить, что данные показатели указываются в технической документации на перчатки при регистрации их в качестве медицинского изделия, так как данный показатель напрямую влияет на качество и безопасность медицинских перчаток и является обязательным требованием.
Следовательно, пункт 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" к данному случаю не относится, и любой участник закупки имеет возможность указать данный показатель при формировании заявки.
Таким образом, требование "Усилие при разрыве, Н, (до ускоренного старения)", "Удлинение при разрыве, % (до ускоренного старения)"; "AQL готовой продукции" полностью соответствует законодательству".
Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При формировании Технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В ходе заседания установлено, что требования к удлинению при разрыве (до ускоренного старения) для повышенной прочности перчаток - не менее 700%. установлены в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на то, почему, по мнению Заявителя, требования к вышеуказанным товарам, необходимым к поставке являются избыточными, в частности отсутствует указание на документы, согласно которым, требуемые конкретные характеристики товаров определяются по результатам испытания конкретной партии товара и не могут быть известны участникам закупки на момент подачи заявки. Также в составе жалобы отсутствуют сведения почему установленные Заказчиком требования к товарам не определяют важные качественные и функциональные характеристики требуемых к поставке товаров.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2021 N0375200004521000067-1 на участие в закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке. Сведений, подтверждающих, что Заказчиком установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию, в ходе заседания не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 декабря 2021 г. N 082/06/106-1902/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021