Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю. Масюра,
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Горобец Е.В. (по доверенности) - очно,
- Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Заказчик) - Малявкина И.С.(по доверенности) - посредством видеоконференц-связи,
- ООО "Богдан" (далее - Заявитель) - Захарова О.Г. (по доверенности), - посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка мебели для медицинских кабинетов образовательных организаций Республики Крым (Стол для кабинета врача)" (извещение N0175200000421000545) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе нарушены действиями Заказчика, неправомерно опубликовавшего протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Заинтересованного лица не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при опубликовании протокола признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2. Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2021 N0175200000421000545-3, комиссией Заказчика было принято решение о признании Общества с ограниченной ответственностью "Богдан" (номер по ранжированию 2, ИНЗ 110889704) победителем электронного аукциона.
30.11.2021 Заказчиком в единой информационной системе был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.11.2021 NППУ1.
Основанием для признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта послужило:
"В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.11.2021 г. N0175200000421000545 Общество с ограниченной ответственностью "Богдан" признано победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта 2 824 611,70 руб. (Два миллиона восемьсот двадцать четыре тысячи шестьсот одиннадцать рублей 70 копеек).
24.11.2021 г. Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размещен в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
По состоянию на 30.11.2021 г. Обществом с ограниченной ответственностью "Богдан" в сроки, установленные ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, не размещен в единой информационной системе в сфере закупок подписанный со своей стороны проект контракта, также не размещен протокол разногласий. 29.11.2021 г. Заказчику поступило уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов по данной закупке (N0175200000421000545 Поставка мебели для медицинских кабинетов образовательных организаций Республики Крым (Стол для кабинета врача)), рассмотрение которой состоится 02.12.2021 г.".
Как следует из жалобы Заявителя:
"Письмом от Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю 29.11.2021 N082/06/106-1904/2021ув направлено уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) сообщило о поступлении жалобы Заявителя (вх.N1408/09 от 26.11.2021) на действия Заказчика (Уполномоченного органа) при проведении закупки "Поставка мебели для медицинских кабинетов образовательных организаций Республики Крым (Стол для кабинета врача)" (извещение N0175200000421000545) рассмотрение которой состоится 02.12.2021 в 16:00 по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул. Александра Невского, д. 1, каб. 515, Крымское УФАС России.
В ЕИС размещена также информация о приостановлении определения поставщика.
Приостановка определения поставщика исключает действия по заключению контракта и сроки заключения автоматически продляются в соответствии с действующим законодательством, что и было исполнено победителем закупки.
Из содержания приведенной нормы вытекает, что в случае, когда контрольный орган в сфере закупок приостанавливает определение поставщика в части заключения контракта, продлению подлежит именно срок заключения контракта.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Основываясь на данных положениях гражданского законодательства, а также учитывая, что в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе заключение контракта опосредуется взаимными действиями заказчика и победителя закупки (обмен подписанными экземплярами договора), продлению на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе подлежит, в том числе срок, установленный для подписания контракта победителем закупки и для его направления заказчику.
Противоположное толкование положений Закона о контрактной системе не может быть признано правильным, поскольку вместо обеспечения восстановления прав победителя закупки оно создает формальные основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта, в то время как в действительности имело место не уклонение, а реализация участником закупки своего законного права на защиту в административном порядке.
Требование контролирующего органа о приостановлении определения поставщика в части заключения направляется заказчику, обусловлено тем, что именно заказчик осуществляет закупку и является лицом, действиями которого завершается процедура заключения контракта, но не свидетельствует о намерении законодателя ограничить возможность защиты своих прав участниками закупки, в том числе участником, признанным победителем.
Однако, несмотря на приостановку определения поставщика, заказчиком составлен и размещен протокол от 30.11.2021 о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Если заключение контракта приостановлено контрольным органом, то победитель электронного аукциона не может быть признанным уклонившимся от заключения контракта в случае не подписания проекта контракта в сроки, установленные нормами Закона N 44-ФЗ"".
Как следует из возражений Заказчика:
"ООО "Богдан" являлось участником электронного аукциона N0175200000421000545 "Поставка мебели для медицинских кабинетов образовательных организаций Республики Крым (Стол для кабинета врача)".
Протоколом подведения итогов от 22.11.2021 г. ООО "Богдан" было признано победителем электронного аукциона N0175200000421000545, получив право и обязанность по заключению контракта в порядке, определенном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
24.1 1.2021 г. Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размещен в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
По состоянию на 30.11.2021 г. Обществом с ограниченной ответственностью "Богдан" в сроки, установленные ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, не размещен в единой информационной системе в сфере закупок подписанный со своей стороны проект контракта, также не размещен протокол разногласий (в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо размещает протокол разногласий). 29.1 1.2021 г. Заказчику поступило уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов по данной закупке (N0175200000421000545 Поставка мебели для медицинских кабинетов образовательных организаций Республики Крым (Стол для кабинета врача), рассмотрение которой состоялось 02.12.2021 г.
Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, в соответствии с положениями части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, ООО "Богдан" была признана уклонившейся от заключения контракта, о чем 30.11.2021 был составлен соответствующий протокол и размещен в единой информационной системе".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком 24.11.2021 победителю закупки на подписание направлен проект государственного контракта, в связи с чем, в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе регламентированный срок подписания государственного контракта таким участником - 30.11.2021. При этом проект государственного контракта победителем не подписан, в связи с чем, Заказчиком размещен в ЕИС протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Вместе с тем, контрольный орган самостоятельно посредством ЕИС осуществляет блокирование процедуры заключения государственного контракта, в связи с чем, требования вышеуказанной части не распространяются на действия участника закупки, осуществляющего действия по подписанию государственного контракта на сайте электронной торговой площадки.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры признается Заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий.
Таким образом, победитель Закупки, не направивший Заказчику подписанный контракт или протокол разногласий, признается в соответствии с положениями Закона о контрактной системе уклонившимся.
Данная позиция также подтверждается письмом ФАС России NПИ/59627/21 от 16.07.2021.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика, опубликовавшего протокол признания ООО "Богдан" уклонившимся от заключения контракта, не установлено нарушений Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Л.Ю. Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 декабря 2021 г. N 082/06/106-1912/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021