Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "СК Интег" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище (2 этап)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362300015521000007) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по строительству сетей водоснабжения" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников конкурса" (далее - Критерий);
2) ненадлежащим образом установившего требования к документу первичного учета, а именно к форме КС-2;
3) установившего противоречивые сведения о сроке окончания выполнения работ, в связи с чем Заявителю не представляется возможным определить начало гарантийного срока.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 434 907 962 рубля;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, КБК - 90505020560263000414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.12.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчика ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27(2) Правил оценки заявок предусмотрены особые требования к показателям нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" (далее - Критерий оценки) и порядку подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, устанавливаемые при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Так, в документации о закупке вышеназванных работ устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил для оценки заявок по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, учитываются в том числе контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия.
Согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия, установленного в Конкурсной документации, оценке подлежит 1 контракт (договор) со стоимостью не менее 650 000 000 рублей, заключенный и успешно исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за период с 01.07.2019 до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, предметом которого является успешное выполнение работ по строительству сетей водоснабжения.
При этом на заседании Комиссии установлено, что действия Заказчика, установившего в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках Критерия показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по строительству сетей водоснабжения" не соответствуют пункту 27 (2) Правил, поскольку Правилами не предусмотрено установление показателей Критерия, не предусмотренных пунктом 27 (2) Правил, а также не соответствуют пункту 27 (3) Правил, поскольку Правилами не предусмотрена возможность установления условия о подтверждении наличия опыта у участника контрактами (договорами) по выполнению работ на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью.
Также Комиссия обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления к предоставляемым участниками документам ограничительных барьеров, обусловленных "успешным выполнением работ", "сопоставимым объемом и характером", поскольку в отношении указанных закупок действуют специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к документу первичного учета, поскольку в проекте муниципального контракта Конкурсной документации установлено требование о включении в состав КС-2 наименования и реквизитов субподрядчиков, привлекаемых для выполнения работ по проекту муниципального контракта Конкурсной документации.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно пункту 5.10.16 проекта муниципального контракта Конкурсной документации "Генподрядчик при выполнении своих обязательств по контракту с привлечением других лиц (субподрядчиков) указывает в актах по форме N КС-2 наименование и реквизиты субподрядчика".
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержать первичные учетные документы.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Согласно перечню форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ акту о приемке выполненных работ соответствует форма акта КС-2, и в свою очередь является формой первичного учетного документа, который содержит сведения, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
На заседании Комиссии установлено, что Законом о бухгалтерском учете не установлено требование о включении в форму акта КС-2 наименования и реквизитов субподрядчиков, привлекаемых для выполнения работ по муниципальному контракту.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте муниципального контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие о необходимости включения исполнителем в форму акта КС-2 наименования и реквизитов субподрядчиков, привлекаемых для выполнения работ по муниципальному контракту.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены противоречивые сведения о сроке окончания выполнения работ, в связи с чем не представляется возможным определить начало гарантийного срока.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.5 проекта муниципального контракта Конкурсной документации установлено, что датой исполнения обязательств генподрядчика, предусмотренных проектом муниципального контракта Конкурсной документации, является дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем согласно пункту 5.28 проекта муниципального контракта Конкурсной документации в случае выявления заказчиком недостатков, а также нарушений условий проекта муниципального контракта Конкурсной документации, после подписания акта по форме КС-11 и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, окончанием срока выполнения работ по проекту муниципального контракта Конкурсной документации считается дата устранения замечаний и недостатков, зафиксированных в акте, подписанном заказчиком.
При этом пунктом 8.2 проекта муниципального контракта Конкурсной документации установлено, что гарантийный срок на объект устанавливается сроком на 5 лет. Исчисление срока начинается с даты получения разрешения н а ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, исходя из указанных положений проекта муниципального контракта Конкурсной документации, не представляется возможным сделать однозначный вывод о сроке окончания выполнения работ, в связи с чем не представляется возможным определить начало гарантийного срока.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Интег" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N 28/06/105-1543/2021 от 30.11.2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2021 г. N 28/06/105-1543/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021