Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ДСР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ НО "ГУАД" (далее - Заказчик), ГКУ Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Уренском, Тонкинском районах и городе областного значения Шахунья Нижегородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0832200006621001492) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Качество Работ" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий);
2) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации на запросы о даче разъяснений положений Конкурсной документации от 18.11.2021 N 1007423, от 22.11.2021 N 1008454 (далее - Запросы).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 30.11.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 02.12.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -03.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 259 346 590 рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет Нижегородской области, КБК - 1030409141R120600244225000237000001;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.11.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) на участие в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
8) дата подачи окончательных предложений - 02.12.2021;
9) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 03.12.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки,в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно Конкурсной документации по Показателю
Критерия оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника Конкурса выполнения работ по ремонту объекта, являющихся предметом Конкурса (далее - выполняемые работы), их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, изложенным в Конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью Конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника Конкурса описания по каждому виду выполнения работ предложения о выполняемых работах в отношении следующих характеристик: организационно-технические мероприятия; привлекаемые трудовые ресурсы; контроль качества выполнения работ; правила обеспечения безопасности при выполнении работ; организация работы по обеспечению охраны труда; используемое оборудование, инвентарь, средства.
Оценка заявки участника Конкурса по Показателю Критерия определяется согласно представленному участником Конкурса предложению о качественных характеристиках объекта закупки в изъявительном наклонении в отношении описания оцениваемых характеристик по следующим стадиям выполнения работ: работа с земляным полотном, ремонт дорожной одежды; ремонт дорожных сооружений; установка технических средств организации дорожного движения; нанесение дорожной разметки.
При этом по всем стадиям выполнения должно быть представлено описание стадий и видов выполнения работ в разрезе этапов (участков автомобильных дорог, ремонт которых является объектов данной закупки), с учётом проведения также видеофиксации и фотофиксации работ (проводимых до начала производства работ, после окончания производства работ с одного и того же ракурса, при этом видеофиксацию до и после ремонта рекомендуется производить при помощи сферической панорамной камеры с углом обзора 360 градусов).
Оценка по Критерию Показателя производится по следующей шкале: предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ - 0 баллов; Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично - 10 баллов; Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме - 30 баллов; Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы четырех стадий выполнения работ представлено в полном объеме - 60 баллов; Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме - 100 баллов.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия, поскольку распределение баллов по Показателю Критерия не является объективным и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, по мнению Заявителя, в рамках описания стадий "привлекаемые трудовые ресурсы", "используемое оборудование, инвентарь, средства" участнику закупки необходимо представить копии документов, подтверждающих наличие материальных и трудовых ресурсов участника закупки, что позволяет в полной мере идентифицировать лиц, подавших заявки на участие в закупке.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок по Показателю Критерия установлен в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта. При этом в соответствии с положениями Конкурсной документации предоставление копий документов, подтверждающих наличие материальных и трудовых ресурсов участника закупки, в рамках Показателя
Критерия не требуется.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом на Запросы Заявителя ненадлежащим образом направлены разъяснения положений Конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации, поскольку Заказчиком не даны конкретные ответы на вопросы, содержащиеся в Запросах, в частности на вопрос Заявителя (запрос от 22.11.2021 N 1008454): "В соответствии с какими нормативно-техническими документами (ГОСТом, СНиПом) будет оцениваться полнота описания качественных характеристик стадий выполнения работ, т.к. в п.15 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки и инструкцию по ее заполнению" и инструкция по предоставлению указанной информации в конкурсной документации отсутствуют?".
Заказчиком дан ответ в разъяснениях:
"В приложении N 1 к проекту государственного контракта перечислены все нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, в соответствии с которыми будет производиться оценка стадий выполнения работ, описанных участниками закупок по показателю "Качество работ". Описание требуемых качественных характеристик составляется в произвольной форме. Участники закупок вправе руководствоваться приложением N 1 к конкурсной документации. Форма описания предложения участника закупки по показателю "Качество работ" не влияет на результат принятого решения. Полнота качественных характеристик оценивается исходя из максимального отражения технологического процесса и получения в итоге качественного продукта (результата работ)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком даны исчерпывающие ответы на Запросы, которые не изменяют суть Конкурсной документации.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации на Запросы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДСР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 декабря 2021 г. N 28/06/105-1695/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021