На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ИП Олейникова А.С.
(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Министерством здравоохранения Астраханской области (далее - Заказчик), Агентством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования: Аппарат флюорографический цифровой (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0125500000219000254) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
При этом Оператор электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.06.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -120 002 895 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Астраханской области на 2019 год, КБК - 854 0909 01Б0082220 244 000001;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.07.2019.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона.
При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5)получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6)отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения блокирования Оператором электронной площадки денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 1 200 028,95 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Астраханским УФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой Астраханским УФАС России выдано Предписание от 24.09.2021 N 030/06/64-1228/2021, на основании которого Заказчику необходимо, в том числе, разместить в ЕИС информацию об аннулировании Аукциона.
Комиссией установлено, что во исполнение Предписания Оператором электронной площадки Заказчику направлено уведомление с подробной инструкцией порядка исполнения предписания от 24.09.2021 N 030/06/64-1228/2021.
Согласно сведениям ЕИС процедура закупки находится в статусе "Определение поставщика отменено", при этом протокол об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не размещен, в связи с чем Оператором электронной площадки не направлено в банк уведомление о разблокировке денежных средств Заявителя.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что закупка проводится за счет средств бюджета Астраханской области на 2019 год.
При этом согласно статье 12 проекта государственного контракта документации об Аукционе срок действия государственного контракта до 31 декабря 2019 года.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что заключение и исполнение обязательств по государственному контракту на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе невозможно, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о нарушении части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия усматривает признаки нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 30.11.2021 по делу N П-204/21 соответствующему должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать довод ИП Олейникова А.С. не нашедшим своего подтверждения.
2.Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.11.2021 по делу N П-204/21 в Астраханское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий Заказчика при проведении Аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2021 г. N П-204/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021