Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Телематика" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению работоспособности информационно-вычислительной инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000721000062) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно установившего в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии, в которую включены виды работ (услуг), предусмотренные пунктами 12, 13, 14, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 28 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Лицензия).
2) ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 01.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 269 992 938, 91 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Заказчика в пределах лимитов бюджетных обязательств;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.11.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана только одна заявка;
7) единственная заявка ООО "РТК цифровые технологии" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление N 313) перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств приведен в приложении к Постановлению N 313 (далее - Перечень).
Согласно пункту 28 Перечня деятельность по изготовлению и распределению ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств подлежит лицензированию.
Пунктом 16 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, необходимо наличие Лицензии у участника закупки, поскольку, например, согласно пункту 3.5.1.3 технического задания Конкурсной документации в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, участнику закупки необходимо "произвести обновление Межсетевых Мастер Ключей шифрования с доверенными сетями ViPnet, обновление Мастер Ключа (МК) шифрования защищенных сетей ViPnet ЦА, ЦОД, РЦОД, РО в соответствии с графиками, предоставляемыми на первом этапе Контракта" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим), что в соответствии с пунктом 28 Перечня является лицензируемым видом деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии Лицензии, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 2.2. порядка оценки заявок на участие в Конкурсе установлен порядок оценки по Показателю Критерия.
Так, в соответствии с порядком оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия для присвоения конкурсной комиссией Заказчика баллов заявкам участников закупок по Показателю Критерия участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в Конкурсе описание процесса по пункту 2.1 технического задания Конкурсной документации в части реализации требований к проведению работ по сервисному сопровождению оборудования, в соответствии с пунктами - 3.1.1 3.8 технического задания Конкурсной документации.
По мнению Заявителя, в техническом задании Конкурсной документации отсутствует перечень работ по сервисному сопровождению оборудования, в связи с чем установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю Критерия является ненадлежащим.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является оказание услуг по обеспечению работоспособности информационно-вычислительной инфраструктуры.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.1 технического задания Конкурсной документации установлены требования к услугам по обеспечению работоспособности.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что техническое задание Конкурсной документации содержит детальное описание услуг, оказание которых является объектом Конкурса, в том числе в техническом задании Конкурсной документации установлены требования к сервисному сопровождению оборудования. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что термины "проведение работ по сервисному сопровождению оборудования" и "обеспечение работоспособности ИВИ" являются тождественными (равнозначными).
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.4.4.1 технического задания документации об Аукционе "Исполнитель осуществляет обеспечение работоспособности СМУ, в соответствии с требованиями раздела 3.4.4.5 данного ТЗ".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании Конкурсной документации отсутствует раздел 3.4.4.5.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в техническом задании Конкурсной документации допущена техническая ошибка в части ссылки на раздел 3.4.4.5 технического задания Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведения, подтверждающие, что вышеуказанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы Заявителя отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Телематика" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 03.12.2021 по делу N 28/06/105-1614/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 декабря 2021 г. N 28/06/105-1614/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021