Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству территории городского поселения г.Задонск в 2022 году (реестровый номер 0846600001921000044) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 772 от 30.11.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 29.11.2021 поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - администрации городского поселения город Задонск Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
В жалобе заявителя указаны следующие нарушения законодательства:
- заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- заказчиком неправомерно объединены в закупку отдельные работы по благоустройству территории и услуги по уборке территории, при этом, установлены излишние дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Представители заказчика при рассмотрении жалобы с доводами заявителя не согласились, представили письменное мнение на жалобу.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 508 181,52 руб.
Объект закупки - выполнение работ по благоустройству территории городского поселения г.Задонск в 2022 году.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контактной системе установлен перечень документов и информации, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В п. 27 аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом, в п. 5 аукционной документации установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении N1 к настоящей документации "Техническое задание". Проанализировав техническое задание, установлено, что заказчиком в рамках выполнения работ закупаются работы по скашиванию травы, очистки автобусных остановок, их помывки, уборка мусора с обочин, очистка от мусора детских площадок, очистка тротуаров, подметание, погрузка и выгрузка снега, покраска скамеек и урн, мойка чаши фонтана и т.д.
В соответствии с положениями п. 1.1 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории городского поселения г.Задонск в 2022 году (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего муниципального контракта (Приложение N 1) в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего контракта.
Согласно п. 36 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Так, на основании видов работ, указанных заказчиком, а также наименования закупки, можно сделать вывод о том, что заказчиком закупаются работы по благоустройству территории.
При этом, в аукционной документации заказчиком установлено дополнительное требование в соответствии с пунктом 2.2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, что подтверждает довод о закупке заказчиком работ по благоустройству территории, а не работ по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Кроме того, в аукционной документации не содержится информации о том, будет ли производиться деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Таким образом, заказчиком излишне установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку при рассмотрении вторых частей заявок данное основание не являлось причиной отклонения заявок, жалоб от иных участников, имеющих соответствующий опыт, не поступало.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно объединены в закупку отдельные работы по благоустройству территории и услуги по уборке территории, при этом, установлены излишние дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии Постановлением Правительства РФ N 99, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным.
Как было указано ранее, заказчиком закупаются работы по благоустройству. Так, на основании видов работ, указанных заказчиком, а также наименования закупки, можно сделать вывод о том, что заказчиком закупаются работы по благоустройству территории городского поселения г.Задонск в 2022 году.
В силу положений п. 36 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пунктом 38 ГрК РФ установлено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
Также, согласно п. 3.2. "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденное Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:
- уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;
- озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);
- ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки).
При этом, согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в числе прочего, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Постановление N99).
Приложением N1 к Постановлению N99 установлены дополнительные требования к участникам закупок.
Так, в п. 2.2 указанного приложения предусмотрено, что при закупках, предметом которых является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается следующее дополнительное требование к участникам:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
Объектом электронного аукциона, исходя из размещенной заказчиком документации, является выполнение работ по благоустройству территории.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 508 181,52 рублей.
Следовательно, заказчик, в силу приведенных положений Постановления N99, ст. 31 Закона о контрактной системе, обязан установить в документации и извещении о проведении электронного аукциона указанное дополнительное требование к участникам электронного аукциона.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, установлено, что п. 6.3 информационной карты аукционной документации содержит дополнительное требование в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства N 99.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству территории городского поселения г.Задонск в 2022 году (реестровый номер 0846600001921000044) обоснованной в части довода N 1.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку они не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 декабря 2021 г. N 048/06/105-1538/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021