Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 08.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Систематика" на положения документации о закрытом аукционе в электронной форме на оказание услуг по предоставлению временного жилья для учебных нужд Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62632" в 2022 году (реестровый номер 0346100005421000014) (далее - закрытый аукцион в электронной форме), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 787 от 02.12.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба ООО "Систематика" (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62632" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Представитель заявителя при рассмотрении жалобы пояснил, заказчиком при описании объекта закупки неверно определен код по ОКПД 2 (присвоен код 55.90.19.000 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки" вместо наиболее подходящего - 55.10.10 "Услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера"), что повлияло на непредставление преимущества организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе. Кроме того, при описании объекта закупки в техническом задании заказчик указывает на то, что услуги должны оказываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1085), которое в настоящий момент утратило силу.
Представитель заказчика с доводом заявителя о неверном определении кода ОКПД не согласен, направил в Липецкое УФАС России затребованные документы, а также мнение на доводы жалобы.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 676 280,00 руб.
Объект закупки - оказание услуг по предоставлению временного жилья для учебных нужд Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62632" в 2022 году
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 9 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги".
Товары и услуги в Перечне обозначены кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и поименованы в соответствии с ОКПД 2.
В соответствии с извещением о проведении закрытого аукциона, документацией о закупке заказчиком закупаются услуги по размещению военнослужащих, объекту закупки присвоен код по ОКПД 2 - 55.90.19.000 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки".
Вместе с тем, как полагает заявитель, наиболее подходящий объекту закупки код по ОКПД 2 - 55.10.10 "Услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера (за исключением услуг по предоставлению помещений по договорам краткосрочного найма)".
В Перечень включены услуги из группы кодов по ОКПД 2 55.10 "Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья".
Иные услуги, также включенные в класс 55 "Услуги по предоставлению мест для временного проживания" (в том числе услуги подкласса 55.9 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие"), в Перечень не включены.
Таким образом, при обозначении объекта закупки кодом по ОКПД 2, включенным в группу 55.10, заказчику необходимо установить преимущества организациям инвалидов. В настоящем случае, так как закупаемые услуги обозначены кодом по ОКПД 2 55.90.19.000, данные преимущества не установлены.
Группа услуг по коду ОКПД 2 55.10 включает в себя подгруппу 55.10.1 "Услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера (за исключением услуг по предоставлению помещений по договорам краткосрочного найма)", которая в свою очередь содержит вид услуг 55.10.10 "Услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера (за исключением услуг по предоставлению помещений по договорам краткосрочного найма)".
В соответствии с пояснениями, группировка услуг из вида 55.10.10, включает:
- услуги по предоставлению временного жилья, состоящие в предоставлении номеров или мест для проживания с обеспечением ежедневной уборки номера и прочих услуг для лиц, находящихся вдали от своего места проживания, оказываемые, например, гостиницами, курортными гостиницами, мотелями, оздоровительными центрами или гостиницами с конференц-залами и аналогичными учреждениями, обычно на дневной или недельной основе.
Группа услуг по коду ОКПД 2 55.90 включает в себя подгруппу 55.90.1 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие", которая в свою очередь содержит вид услуг 55.90.19 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки" (с категорией 55.90.19.000).
В соответствии с пояснениями, группировка кода ОКПД 55.90.19 включает:
-услуги по предоставлению номеров или частей номеров для временных постояльцев в домах, в пансионатах и жилых клубах.
Из пояснений заказчика следует, что, учитывая пояснения к группировке услуг из вида 55.10.10, данный код не охватывает полный перечень видов мест проживаний, в которых могут быть размещены военнослужащие в соответствии с Техническим заданием заказчика.
Таким образом, классификатор ОКПД 2 составлен некорректно, в связи с чем заказчиком выбран, по его мнению, наиболее "обширный" код по ОКПД 2, который должен включать все возможные организации размещения, которые могут соответствовать Техническому заданию аукционной документации - 55.90.19.000.
Вместе с тем, в пункте 3.3 Технического задания, услуги оказываются исполнителем в том числе в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления услуг. Гостиничные номера должны соответствовать действующим в Российской Федерации санитарным, противопожарным, экологическим нормам проживания в гостинице, а также сводом правил СП 379.1325800.2018 "Общежития и хостелы. Правила проектирования".
При этом формулировка, содержащаяся в наименовании услуг по коду 55.90.19.000 - "не включенные в другие группировки", фактически означает, что в данный код не входят услуги из других группировок по ОКПД 2, в том числе по коду 55.10.10, то есть, выбирая данный код, заказчик фактически исключает из закупаемых услуг услуги гостиниц. При этом, как следует из Технического задания, заказчиком закупаются именно данные услуги.
Таким образом, исполнитель по контракту должен предоставить заказчику услуги только гостиниц, при этом, исходя из кода ОКПД 2 следует что заказчик закупает услуги по предоставлению временного жилья за исключением услуг гостиниц.
Из изложенного следует, что имеющееся в извещении о проведении закрытого аукциона, документации о закупке обозначение закупаемых услуг по коду ОКПД 2 (55.90.19.000 "Услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки") некорректно, поскольку требуемые заказчику услуги охватываются иной группой кодов по ОКПД 2.
При этом Комиссия Управления обращает внимание на то, что в соответствии с позицией ФАС России, выраженной в письме от 13.03.2019 N ИА/19176/19, код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения. Однако, выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.
Таким образом, позиция ФАС России сводится к тому, что нарушения, связанные с выбором для объекта закупки кода по ОКПД 2, может иметь место в случае, если данный выбор имеет какие-либо правовые последствия для проведения закупки и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, в том числе, может повлиять на выбор способа определения поставщика, установление либо неустановление запретов, ограничений, преимуществ в отношении товаров либо участников закупок, а следовательно, может затронуть права и законные интересы участников закупки.
В настоящем случае в нарушение части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе некорректный выбор для закупаемых услуг кода по ОКПД 2 привел к неустановлению заказчиком предусмотренных Законом о контрактной системе преимуществ организациям инвалидов, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, в ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В техническом задании в разделе 2 аукционной документации содержатся требования к оказываемым услугам.
В пункте 1 технического задания заказчик установил, что услуги должны оказываться, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 года N1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации".
Вместе с тем, положения Постановления Правительства РФ N 1085 не подлежат применению, так как указанное Постановление признано утратившим силу (Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей" (пункт 44 Приложения N 1 к Приказу)).
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Систематика" на положения документации о закрытом аукционе в электронной форме на оказание услуг по предоставлению временного жилья для учебных нужд Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62632" в 2022 году (реестровый номер 0346100005421000014) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 декабря 2021 г. N 048/06/105-1555/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021