Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
-------------,
члены Комиссии:
-------------,
-------------,
-------------,
-------------;
в присутствии:
------------- - представителя общества с ограниченной ответственностью "-------------" (доверенность б/н от 06.05.2021 г.),
-------------- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "-------------" (доверенность б/н от 03.12.2021 г.),
-------------- представителя Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "-------------" (доверенность б/н от 29.11.2021 года).
Рассмотрев 07 декабря 2021 года посредством видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "-------------" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "-------------" (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "-------------" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000321002754 на закупку расходных материалов (диализатор капиллярный, магистрали) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30 ноября 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/64-655/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 01 декабря 2021 года N 754 рассмотрение жалобы назначено на 06 декабря 2021 года в 16 часов 30 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 12 часов 50 минут 07 декабря 2021 года.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1331805.00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.11.2021 09:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 02.12.2021.
По окончании указанного в извещении о проведении электронного Аукциона срока подачи заявок 09:00 30.11.2021 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером: 110995219 (1).
В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к ряду закупаемых товаров (позиции 1, 2, 3, 4 описания объекта закупки технического задания аукционной документации) таким образом, что их совокупности соответствуют конкретные медицинские изделия - диализаторы капиллярные единственного производителя - "Medtronic Bellco" (Италия).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Учитывая изложенное при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно описанию объекта закупки технического задания (раздел 2 аукционной документации) Заказчиком установлены следующие технические характеристики к товарам - "диализатор капиллярный":
N |
Наименование |
Технические характеристики |
1 |
Диализатор капиллярный |
Стерилизация: водяной пар Материал мембраны: синтетический Коэффициент ультрафильтрации: 47 мл/час мм. рт. ст Клиренс при потоке диализирующего раствора: 500 мл/мин. при потоке крови 300 мл/мин Мочевина: не менее 275 мл/мин Креатинин: не менее 264 мл/мин Фосфаты: не менее 251 мл/мин Витамин В12: не менее 194 мл/мин Площадь поверхности мембраны: 1,5м2 Объем заполнения: не более 94 мл |
2 |
Диализатор капиллярный |
Стерилизация: водяной пар Материал мембраны: синтетический Коэффициент ультрафильтрации: 53 мл/час мм. рт. ст Клиренс при потоке диализирующего раствора: 500 мл/мин. при потоке крови 300 мл/мин Мочевина: не менее 279 мл/мин Креатинин: не менее 274 мл/мин Фосфаты: не менее 256 мл/мин Витамин В12: не менее 199 мл/мин Площадь поверхности мембраны: 1,7м2 Объем заполнения: не более 109 мл |
3 |
Диализатор капиллярный |
Стерилизация: водяной пар Материал мембраны: синтетический Коэффициент ультрафильтрации: 68 мл/час мм. рт. ст Клиренс при потоке диализирующего раствора: 500 мл/мин. при потоке крови 300 мл/мин Мочевина: не менее 280 мл/мин Креатинин: не менее 276 мл/мин Фосфаты: не менее 260 мл/мин Витамин В12: не менее 204 мл/мин Площадь поверхности мембраны: 2,0м2 Объем заполнения: не более 122 мл. |
4 |
Диализатор капиллярный |
Стерилизация: водяной пар Материал мембраны: синтетический Коэффициент ультрафильтрации: 75 мл/час мм. рт. ст Клиренс при потоке диализирующего раствора: 500 мл/мин. при потоке крови 300 мл/мин Мочевина: не менее 281 мл/мин Креатинин: не менее 278 мл/мин Фосфаты: не менее 262 мл/мин Витамин В12: не менее 208 мл/мин Площадь поверхности мембраны: 2,2 м2 Объем заполнения: не более 132 мл |
Согласно доводам жалобы Заявителя, совокупности технических характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки технического задания аукционной документации, поставляемых по позициям 1-4 товаров - "Диализатор капиллярный", соответствует товар единственного производителя Medtronic Bellco.
Ограничивающими техническими характеристиками являются:
по позиции 1: "Стерилизация: водяной пар"; "Коэффициент ультрафильтрации: 47 мл/час мм. рт. Ст"; "Мочевина: не менее 275 мл/мин"; "Креатинин: не менее 264 мл/мин"; "Фосфаты: не менее 251 мл/мин"; "Витамин В12: не менее 194 мл/мин"; "Площадь поверхности мембраны: 1,5м2";
по позиции 2: "Стерилизация: водяной пар"; "Коэффициент ультрафильтрации: 53 мл/час мм. рт. Ст"; "Мочевина: не менее 279 мл/мин"; "Креатинин: не менее 274 мл/мин"; "Фосфаты: не менее 256 мл/мин"; "Витамин В12: не менее 199 мл/мин"; "Площадь поверхности мембраны: 1,7м2";
по позиции 3: "Стерилизация: водяной пар"; "Коэффициент ультрафильтрации: 68 мл/час мм. рт. Ст"; "Мочевина: не менее 280 мл/мин"; "Креатинин: не менее 276 мл/мин"; "Фосфаты: не менее 260 мл/мин"; "Витамин В12: не менее 204 мл/мин"; "Площадь поверхности мембраны: 2,0м2";
по позиции 4: "Стерилизация: водяной пар"; "Коэффициент ультрафильтрации: 75 мл/час мм. рт. Ст"; "Мочевина: не менее 281 мл/мин"; "Креатинин: не менее 278 мл/мин"; "Фосфаты: не менее 262 мл/мин"; "Витамин В12: не менее 208 мл/мин"; "Площадь поверхности мембраны: 2,2 м2".
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заявителя поддержал заявленные требования уточнив, что совокупности технических характеристик, указанных в техническом задании (раздел 2 аукционной документации), подходит единственный производитель - "Medtronic Bellco" (Италия).
Также, Заявителем в составе жалобы представлена сравнительная таблица с техническими характеристиками диализаторов капиллярных следующих производителей: All Med, BBraun, Fresenius, Gambro, Medtronic Bellco, Nipro, NXSTAGE, Eutropal AD. В данной таблице Заявителем произведен анализ рынка диализаторов, в том числе по спорным техническим характеристикам, установленным в аукционной документации вышеуказанных производителей медицинских изделий установив, что требованиям аукционной документации соответствуют только товары, в разных вариантах исполнения, единственного производителя - "Medtronic Bellco" (Италия).
Согласно письменным возражениям Заказчика (вх. от 03.12.2021 г. N 6289), представленным в материалы дела, установленные в описании объекта закупки технического задания аукционной документации характеристики товара являются значимыми для лечебного учреждения при оказании им медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, а также установлены исходя из клинической практики лечебного учреждения с зарекомендовавшей себя надежностью медицинских изделий.
Заказчиком не представлены документальные доказательства того, что на рынке медицинских изделий существует как минимум два производителя, товары которых соответствуют требованиям, установленным в описании объекта закупки технического задания по спорным позициям.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика согласился с тем, что техническое задание составлено под конкретного производителя - "Medtronic Bellco" (Италия).
Вместе с тем, представленная в материалы дела заявка единственного участника Аукциона содержит предложение по поставке товара, в том числе по спорным позициям, производителя - "Medtronic Bellco" (Италия).
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки технического задания, соответствуют диализаторы капиллярные единственного производителя - "Medtronic Bellco" (Италия). Доказательств обратного на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не представлено.
При этом Комиссия Мордовского УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в описании объекта закупки технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены технические характеристики в совокупности характерные лишь одному конкретному производителю, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя признан обоснованным.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "-------------" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "-------------", Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "-------------" при проведении электронного аукциона N 0809500000321002754 на закупку расходных материалов (диализатор капиллярный, магистрали), обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 7 декабря 2021 г. N 013/06/64-655/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021