Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе:
Ростиславова А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС,
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС,
Коренникова А.А. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на положения документации об электронном аукционе, предмет закупки - благоустройство общественной территории - сквер "Нагорный" (извещение N 0130300013821000100) (далее - электронный аукцион, аукцион), в присутствии представителей:
от Заказчика - Деда О.И. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
29.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что в документации об аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупок.
Заказчик представил отзыв на жалобу, в котором признает доводы жалобы обоснованными (исх. от 01.12.2021 N 01-13/4975).
Жалоба рассмотрена посредством видеоконференцсвязи.
Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы и документы, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) в их совокупности установила следующее.
19.11.2021 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0130300013821000100.
Начальная (максимальная) цена контракта 9 560 180,00 руб.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы".
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частями. 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать к участникам закупки дополнительные требования. При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99) установлены дополнительные требования к наличию опыта выполненных работ участниками закупки.
Согласно п. 2(2) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Объектом закупки является благоустройство общественной территории - сквер "Нагорный".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 560 180,00 руб.
В п. 16 раздела I. Информационная карта документации об аукционе Заказчиком установлены требования к участникам закупки:
1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией.
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
В п. 17 раздела I. Информационная карта документации об аукционе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки:
- об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 104 Закона о контрактной системе (Установлено в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Иных требований к участникам не установлено.
Довод Заявителя признан обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой выявлено следующее.
1) Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
В соответствии со ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В п. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" установлено, что календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа.
При этом в ч. 3 ст.4 указанного Закона определено, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Любые действия по процедуре закупки (направление запросов, подача заявки и т.д.) возможны после опубликования извещения о процедуре закупки.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0130300013821000100 опубликовано в ЕИС 19.11.2021.
Исходя из смысла положений ст. 65 Закона о контрактной системе, запрос на разъяснения документации может быть подан после публикации извещения.
Следовательно, дата начала срока предоставления участником аукциона разъяснений положений документации об аукционе 19.11.2021.
В соответствии с извещением об аукционе окончание подачи заявок 29.11.2021. Исходя из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, последним днем подачи запроса в данном случае будет 25.11.2021.
Заказчик обязан предоставить разъяснения на поступивший запрос в течение 2 (двух) дней. Таким образом, в случае поступления запроса 25.11.2021 последним днем предоставления разъяснений на данный запрос будет 27.11.2021 до 23 часов 59 минут.
В п. 23 Раздела 1. Информационной карты аукционной документации определена дата и время окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 27.11.2021 до 17 часов 00 минут.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ст. 65 Закона о контрактной системе неверно рассчитан срок окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе.
2) Согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать в том числе информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта
В п. 3 Раздела 1. Информационной карты аукционной документации перечислены нормативные акты о контрактной службе и ее персональном составе при этом непосредственно информация о контрактной службе не указана.
3) В силу ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
пункт 17 Раздела 1. Информационной карты аукционной документации не содержит информации о лицах, в отношении которых Заказчик вправе установить вышеназванное требование, а сам пункт документации является отсылочным.
4) В п. 35 Раздела 1. Информационной карты аукционной документации указано требование о назначении платежа при перечислении обеспечения исполнения контракта. "В назначении платежа указать: обеспечение исполнения контракта N _______________________ тип средств 04.00.00". В то же время до подписания контракта Заказчиком номер контракта не известен. Соответственно, при перечислении обеспечения исполнения контракта, которое должно быть осуществлено при подписании проекта контракта, победитель электронного аукциона не может соблюсти указанное требование Заказчика.
5) В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3. описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4. документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5. документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6. поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
7. документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, в рамках выполнения работ по благоустройству необходимо поставить и смонтировать, в том числе уличные тренажеры, оборудование детского игрового комплекса, качели. При этом Техническое задание не содержит требований к указанному оборудованию, к составу игровых комплексов.
6) П. 2 Технического задания содержит указания на необходимость предоставления Заказчику результатов испытаний, удостоверяющих качество материалов, конструкций и оборудования, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, т.к. испытания и контроль качества оборудования проводятся производителем указанного оборудования, а не Подрядчиком или Заказчиком при выполнении работ.
7) Указаны также нормативные документы, которые необходимо соблюдать при выполнении работ. При этом в качестве нормативно документа указан Справочник по проектированию эл. сетей под ред. Д.Л. Файбисовича 2-е издание переработанное и дополн. - М.: ЭНАС, 2007.-352 с.: ил., таковым не являющийя.
СП31-110-2003 не относится к объекту закупки.
В то же время не указан обязательный для соблюдения ГОСТ Р 57538-2017, в котором указаны требования к тренажерам стационарам уличным.
8) Пп. 3 п. 4 Технического задания устанавливает требования к Подрядчику по обеспечению сохранности используемых им дорог, принадлежащим третьим лицам, что является избыточным требованием и законодательно не обосновано.
9) П. 5 Технического задания противоречит ч. 23 и 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
10) Техническим заданием не установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых Подрядчиком на материалы и оборудование, используемые (поставляемые) при выполнении работ.
11) Проект Контракта не соответствует требованиям ст. 34 Закона о контрактной системе в том числе:
П. 2.1 не соответствует требованиям ст. 34 Закона о контрактной системе.
П. 4.3.1 противоречит п. 2 Технического задания в части перечня нормативных документов, которые обязан соблюдать Подрядчик при проведении работ.
П. 4.3.7 противоречит ч. 23 и 24 ст. 34 Закона о контрактной системе. Указанное требование является вмешательством в хозяйственную деятельность Подрядчика.
В документации об аукционе имеются противоречия: п. 1.2 Проекта контракта предусматривает, что объем работ определяется Техническим заданием и проектно-сметной документацией, при этом предусмотрено право Заказчика на увеличение объемов работ.
Раздел 10 Проекта контракта помимо гарантийных обязательств предусматривает уплату штрафов за ненадлежащее выполнение работ, в то время как ответственность сторон, в том числе за ненадлежащее исполнение контракта должна быть указана в разделе 6 "Ответственность сторон".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст.106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать Заказчика, нарушившим ст.ст. 7, 31, 33, 34, 64, 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
подпись А.А. Ростиславова
подпись Е.Н. Предтеченская
подпись Ю.Н. Кузнецова
подпись А.А. Коренникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 2 декабря 2021 г. N 035/06/31-646/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021