Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/54.3-1917/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0158300023021000049 "Работы по изготовлению проектной документации по объекту: "Газопровод низкого давления, расположенный (проектируемый): Ростовская обл., Каменский район, п. Каменогорье: пер. 1 Апреля, ул. Подгорная, ул. С.Разина (от ж/д N1 до ж/д N7), ул. Камчатская, ул. Отрадная, ул. Полевая, пер. Криничный, пер. 8 Марта"" (далее - конкурс) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителя ООО "ЛОТОС" - Рыковского Ю.А. (доверенность от 02.12.2021 г. N 27); в отсутствие представителей Заказчика, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при утверждении Конкурсной документации.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, согласно которым отрицал доводы жалобы; указал, что действия Заказчика соответствуют Закону.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
03.11.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении закупки и Документацию, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 901 800,00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 29.11.2021 в 10:00.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.11.2021 г. на участие в закупке подано 6 заявок; все заявки допущены к участию в процедуре закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 01.12.2021 г. все заявки признаны соответствующими требованиям Закона и Конкурсной документации.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1.1 Согласно довода жалобы Заказчиком неправомерно не применены типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ.
В силу ч. 11 ст. 34 Закона для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 г. N 606 (далее - Правила), типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 10/пр утверждены Типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (далее - Типовые условия) и Информационная карта типовых условий контракта (далее - Информационная карта).
Согласно п. 2 Информационной карты показатели для применения типовых условий контрактов:
а) наименование работы - выполнение проектных и (или) изыскательских работ;
б) коды предмета контракта:
код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 71.12.12 - 71.12.19;
код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2: 71.11, 71.12;
в) при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно Документации и Извещению наименование работ, являющихся объектом оспариваемой закупки - изготовление проектной документации; код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 - 71.12.19.100.
Таким образом, Типовые условия обязательны к указанию в Проекте контракта.
Контракты, предметом которых является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, включают в себя следующие Типовые условия, в том числе:
- 1. Условия об обязанностях подрядчика:
- 1.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом <1>:
- 1.3. Устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее ______ (______) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
- 5. Условия о цене контракта:
- 5.1. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: ______ рублей __ копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке ______ (______) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Вместе с тем, в Проекте контракта Заказчик указал:
- 2.2. Цена контракта включает в себя все расходы Подрядчика, возникающие в процессе выполнения обязательств по Контракту, включая стоимость работ, изготовление экземпляров проектно-сметной документации, получение положительного заключения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов", все налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также другие дополнительные расходы, возникающие в процессе выполнения обязательств по Контракту.
- 3.3. Подрядчик обязуется:
- 3.3.3. Своевременно и за свой счет по требованию заказчика устранить допущенные по своей вине недостатки и иные отступления от задания на проектирование, технических условий, нормативных документов, выявленные в проектно-сметной (технической) документации в период от начала проектирования до окончания гарантийного срока эксплуатации объекта, и возмещает стоимость нанесенного ущерба.
- 7. Гарантия качества:
- 7.8. При обнаружении недостатков в проектной документации, в том числе, обнаруженных в ходе капитального ремонта объекта, Заказчик вправе по своему выбору потребовать, а Подрядчик обязан:
- безвозмездно переделать проектную документацию и при необходимости за свой счет получить положительное заключение государственной экспертизы, а также возместить Заказчику затраты, возникшие в случае привлечения третьих лиц,
- безвозмездно устранить недостатки проектной документации в разумный срок;
- возместить Заказчику расходы на устранение выявленных недостатков.
Таким образом, Заказчик, используя в Проекте контракта иные словесные конструкции при построении предложений, фактически, изменяет терминологию и, как следствие, искажает смысл Типовых условий, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 10/пр.
Ввиду изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России констатирует факт неприменения Заказчиком Типовых условий, в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
1.2 По мнению Заявителя, в Конкурсной документации установлены критерии, определяющие уровень квалификации участников закупки по исполнению аналогичных видов работ, ограничивающие его право на участие в закупочной процедуре, не позволяющие подтвердить наличие опыта выполнения сопоставимых работ.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок), "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно Приложению N 4 к Документации в целях оценки и сопоставления предложений участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий показатель: 1. опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - величина значимости показателя: 100%.
"Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется по общей сумме - в стоимостном выражении (в рублях) - заключенных участником контрактов (договоров), успешно выполненных в срок, указанный в них, без применения мер гражданско-правовой ответственности, а именно: неустоек (штрафов, пеней), по которым произведена оплата Заказчиком сопоставимого характера и объема (под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема,. Для целей оценки в настоящей документации понимаются заключенные между участником закупки как генеральным проектировщиком и заказчиком контракты (договоры) (с учетом полученного данным участником закупки, как генеральным проектировщиком, положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы) по аналогичным видам работ (услуг), а именно: по разработке (корректировке) проектной (проектно-сметной) документации по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту линейных объектов; при этом цена каждого контракта (договора) должна быть не менее пятидесяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса; при этом каждый контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и участником закупки как проектировщиком не ранее 01.01.2016 г.
Под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Под успешно исполненными договорами (контрактами) в рамках настоящей закупки понимаются договоры (контракты) по которым исполнены обязательства обеими сторонами (подрядчиком - в части надлежащего исполнения работ в срок, указанный в договоре (контракте), заказчиком - в части оплаты в полном объеме выполненных и надлежаще принятых работ).
Подтверждением надлежащего исполнения работ в срок, указанный в контракте (договоре), является Акт выполненных работ, содержащий обязательные реквизиты первичного учетного документа (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)).
Подтверждением оплаты в полном объеме выполненных и надлежаще принятых работ является платежное поручение, сформированное в результате проведения безналичных расчетов и подтверждающее перечисление средств <_>.
Для подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по показателю 2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" участник Открытого конкурса в электронной форме в составе заявки на участие в Открытом конкурсе в электронной форме предоставляет следующие документы:
- копии исполненных контрактов (договоров), включая изменения и/или дополнительные соглашения к контрактам (договорам) при наличии таковых;
- копии подписанных актов о выполненных работах по соответствующим контрактам (договорам), подтверждающих исполнение контрактов (договоров) в полном объеме;
- копии положительных заключений Государственной (негосударственной) экспертизы по соответствующим контрактам (договорам) (в случае, если контрактом (договором) предусмотрено выполнение работ по нескольким объектам, то в составе заявки на участие в конкурсе должны быть представлены копии положительных заключений по всем указанным в контракте (договоре) объектам;
- копии платежных поручений по соответствующим контрактам (договорам), подтверждающих оплату выполненных работ.
<_> В случае, если заявка на участие в конкурсе содержит копии платежных поручений по соответствующим контрактам, без приложений копий положительных заключений Государственной (негосударственной) экспертизы по соответствующим контрактам (договорам) и (или) копий исполненных контрактов (договоров) и (или) копий подписанных актов о выполненных работах по соответствующим контрактам (договорам), то по таким контрактам участнику конкурса единой комиссией будет присвоено нулевое значение".
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Заявитель полагает, что исполнение заказчиками своих обязанностей (оплата работ) по контрактам, представляемым для получения баллов за квалификацию, не связано с приобретением опыта самим подрядчиком, поскольку подрядчик не располагает платежными документами.
Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе влечет ограничение количества участников закупки.
В рассматриваемом случае Комиссией Ростовского УФАС России не установлено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенных при подготовке Конкурсной документации в оспариваемой части. Заказчик, реализуя свое исключительное право на подготовку конкурсного лота руководствовался необходимостью удостовериться в надлежащем опыте участников не только выполнять конкретные виды работ, но и завершать заключенные контракты взаимным исполнением. При исследовании обстоятельств дела Заявителем не представлено доказательств нарушения его права, как участника закупки, установленными требованиями, как и не доказано, что конкретным лицам установленные критерии позволяют получить необоснованное преимущество в нарушение принципов контрактной системы.
Довод жалобы - необоснованный.
2.1 В ходе рассмотрения дела установлены следующие нарушения Закона.
Одним из требований к участникам закупки, предусмотренным ч. 1 ст. 31 Закона, является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Частью 1 ст. 55.16 ГрК РФ определено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Частью 2 ст. 55.16 ГрК РФ регламентировано, что саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и 4 ст. 55.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
В п. 20 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"1) Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно:
Участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Членство СРО не требуется в случаях, предусмотренных статьей 48 ГрК РФ.
Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по форме утвержденной органом надзора за саморегулируемыми организациями;
- саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам подряда, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО и внесении взноса в компенсационный фонд исключительно в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ и при этом не установлено требование в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ.
Данная правовая позиция подтверждается практикой ФАС России - Решение от 20.04.2021 N 20/44/105/468, Решение от 10.11.2020 N 20/44/105/1931, Решение от 29.10.2020 N20/44/105/1846, Решение от 06.10.2020 N 20/44/105/1690, Решение от 21.08.2020 N 20/44/105/1420, а также выводом суда апелляционной инстанции - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А40-118944/2020.
На основании изложенного, Комиссия признает Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 31 Закона.
2.2 Заказчиком нарушены требования, установленные Правилами оценки заявок, а именно в части установления характеристик показателя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В силу п. 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, для подтверждения соответствующего опыта участника закупки, в соответствии с Правилами оценки заявок, недостаточно иметь в наличии подписанный (заключенный) контракт. Данный контракт должен быть исполнен надлежащим образом.
Вместе с тем, Заказчиком для определения соответствия контрактов, подтверждающих опыт участника неправомерно установлено условие, согласно которому "контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и участником закупки как проектировщиком не ранее 01.01.2016 г.".
Кроме того, Комиссия полагает, что установление требований "без применения мер гражданско-правовой ответственности, а именно: неустоек (штрафов, пеней)" - носит избыточный и неправомерный характер. Наличие (отсутствие) штрафов/пеней/неустоек за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки требуемого опыта и может ограничивать возможность таким участником закупки получения максимального количество баллов.
Также требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) могут быть оспорены в судебном порядке. При этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс, по вопросу правомерности применения штрафных санкций, может быть не окончен.
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 NД28и-2196, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Законодательством о контрактной системе, в том числе Правилами оценки заявок, не установлено требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта контрактов, исполненных без нарушения сроков.
Аналогичную позицию изложила ФАС России в Письме от 03.06.2021 NПИ/45260/21, а также в решении от 19.04.2021 по делу N21/44/105/465.
Аналогичные выводы сформированы судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2019 по делу NА41-49590/2018, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу NА40-63895/2021, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 по делу NА59-6270/2016.
Следовательно, с учетом установленных Заказчиком положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении в данной части Заказчиком положений ч. 1 ст. 54.3 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛОТОС" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 31, ч. 11 ст. 34, ч. 1 ст. 54.3 Закона.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в Конкурсную документацию.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 декабря 2021 г. N 061/06/54.3-1917/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021