Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" п. Кадежром (далее - МОУ "СОШ" п. Каджером, заказчик) от 18.11.2021 N 1 (вх. N 5125 от 25.11.2021) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Сельской Алене Владимировне (далее - ИП Сельская А.В., подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.05.2021 N 16/А-2021 по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером", извещение N 0107300009521000159,
в присутствии:
индивидуального предпринимателя Сельской Алены Владимировны;
<__> - представителя по доверенности от 30.11.2021,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком представлено обращение о включении сведений об ООО "Аллат" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
МОУ "СОШ" п. Кадежром, ИП Сельская А.В. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1.1. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
По части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Заказчиком закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером (извещение N 0107300009521000159) явилось МОУ "СОШ" п. Каджером.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 319 567,14 рублей; источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 20.04.2021.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2021 N 0107300009521000159-3 2 заявки на участие в электронном аукционе признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; участники электронного аукциона, подавшие указанные заявки на участие в нем, признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе. Наименьшая цена была предложена ИП Сельской Аленой Владимировной (1306371,46), ставшей победителем электронного аукциона.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2021 N 0107300009521000159-3 между МОУ "СОШ" п. Каджером и ИП Сельской А.В. заключен муниципальный контракт от 25.05.2021 N 16/А-2021 на выполнение работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером (далее - муниципальный контракт).
2.1. Согласно пункту 1.1 раздела 1 муниципального контракта: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером (далее - Работы, объект) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2), локальным сметным расчетом (далее - локальная смета, сметная документация) (Приложение N 3), требованиями действующих норм, правил и стандартов, техническими условиями, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 муниципального контракта: "Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 1 306 371 рублей 46 копеек (один миллион триста шесть тысяч триста семьдесят один рубль 46 копеек), НДС не облагается".
По пункту 3.1 раздела 3 муниципального контракта: "Работы по контракту должны быть выполнены в полном объеме и сданы Заказчику в соответствии с пунктом 5 Контракта в следующие сроки:
-сроки выполнения работ - в течение 60 (календарных) дней со дня заключения Контракта, т.е. до 25 июля 2021".
Согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.2 договора к обязанностям подрядчика отнесено выполнение работ, указанных в п. 1.1. договора с надлежащим качеством и в срок, указанный в п. 1.3. договора; обеспечение выполнения работ по договору в соответствии с проектной и сметной документацией.
В силу подпунктов 4.1.1 - 4.1.8 пункта 4.1 раздела 4 муниципального контракта заказчик обязан:
-Осуществлять контроль и надзор за соответствием объема и стоимости выполненных работ по настоящему Контракту, не вмешиваясь при этом в деятельность Подрядчика;
-Назначить и уполномочить своего представителя на период проведения работ по настоящему Контракту для оперативного решения вопросов, связанных с выполнением работ по настоящему Контракту;
-Информировать Подрядчика об обстоятельствах, которые могут привести к ненадлежащему исполнению Подрядчиком своих обязательств;
-Привлечь Подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к Заказчику третьим лицом в связи с недостатками выполненных работ и причинением ущерба третьему лицу;
-Обеспечить контроль и надзор за ходом и качеством работ и учет всех выявленных нарушений;
-Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта;
-Предъявлять требования и штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком условий настоящего Контракта в соответствии с действующим законодательством и настоящим Контрактом;
-Принять и оплатить выполненную работу в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Проводить проверку представленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ о контрактной системе".
В соответствии с подпунктами 4.2.1 - 4.2.9 пункта 4.2 раздела 4 муниципального контракта Заказчик обязан:
"-Требовать от Подрядчика своевременного и полного выполнения принятых им обязательств по настоящему Контракту;
-Производить любые измерения, испытания, отборы образцов для контроля качества работ, материалов и конструкций, выполненных, произведенных или поставленных по настоящему Контракту;
-Присутствовать при проведении проверок и испытаний в любое время в течение всего периода проведения выполнения работ на объекте;
-В любое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность;
-Указывать на недостатки выполненных работ и требовать своевременного их устранения;
-Предъявлять претензии за некачественное или неполное исполнение принятых Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту;
-Заказчик вправе задержать оплату выполненных работ до устранения недостатков, предусмотренных Актом, фиксирующим недостатки и сроки их устранения;
-Требовать уплату неустойки и (или) расторжения настоящего Контракта на любом этапе, в случае неисполнения или некачественного исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, в соответствии с условиями настоящего Контракта;
-Удерживать сумму неустойки (штрафа, пеней), предъявленных Заказчиком Подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта, в бесспорном порядке без согласия Подрядчика при окончательном расчете с Подрядчиком".
В пункте 4.3 раздела 4 муниципального контракта определены права и обязанности специалиста строительного контроля:
"Заказчик для осуществления контроля за ходом и качеством строительства привлекает специалиста по строительному контролю, в лице представителя муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (по согласованию).
Специалист по строительному контролю:
-Осуществляет контроль за соблюдением подрядной организацией качества выполняемых работ на Объекте в полном соответствии с условиями проектно-сметной документации, а также строительными нормами и правилами.
-Осуществляет контроль сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом и графиком производства работ на Объекте, утвержденного Заказчиком.
-Осуществляет контроль за соответствием применяемых материалов проектной документации, соответствия технологий применения материалов техническим условиям производителей, за наличием заводской документации (паспортов, сертификатов) с материалами, поступающими на Объект.
-Осуществляет контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации и внесенных в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при выполнении работ.
-Обеспечивает контроль за своевременным устранением дефектов, выявленных при приемке отдельных видов работ.
-Фиксирует результаты строительного контроля в журнале работ или составляет акты, в которых указывает, какие отступления от проектно-сметной документации, дефекты и нарушения технических условий при выполнении работ были обнаружены и по чьей вине они произошли, указывает требования, направленные на устранение выявленных дефектов и нарушений технических условий с указанием сроков их устранения.
-При обнаружении любых дефектов, отступлений от требований руководящих документов, возникновении аварийных ситуаций на Объекте, немедленно сообщает об этом Заказчику и приостанавливает работы подрядчиков до получения от Заказчика необходимых указаний.
-Вправе в пределах своей компетенции давать обязательные указания подрядной организации, в том числе требовать выполнения работ в полном соответствии с руководящими документами, запрещать подрядной организации применять не отвечающие нормативно-техническим актам недоброкачественные строительные материалы, детали и конструкции.
-Вправе вносить в исполнительную документацию обязательные для строительной подрядной организации требования и указания о качестве работ, применяемых материалов, деталей и конструкций, а также о соблюдении требований руководящих документов.
В соответствии с подпунктами 4.4.1 - 4.4.27 пункта 4.4 раздела 4 муниципального контракта для реализации предмета настоящего Контракта Подрядчик обязуется:
-Принять на себя обязательства и качественно выполнить все работы на Объекте в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему.
Обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией, с надлежащим качеством в соответствии с техническим заданием, локальными сметами, в объёме и сроки, предусмотренные Контрактом.
Подрядчик обязуется предоставить заказчику приказ о назначении ответственных сотрудников за выполнение работ.
-Приступить к работам на объекте в течение 3-х рабочих дней со дня начала выполнения работ, указанного в п.3.1. настоящего Контракта.
-Обеспечить поставку необходимых для строительства или реконструкции материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
-Обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, рабочей документации, а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор. Перечень документации, необходимой для выполнения работ, определяется в контракте.
-Вести журнал производства работ на объекте, в котором отражается весь ход производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика.
-Обеспечить представителям заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при строительстве или реконструкции объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования.
-Осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке в точках подключения и возместить Заказчику все коммунальные расходы связанные с выполнением работ.
-Поставить на строительную площадку необходимые материалы, изделия, конструкции, комплектующие изделия, соответствующие строительным нормам и правилам, строительную технику, оборудование, а также осуществить приемку, разгрузку и складирование всего оборудования и материалов.
-Нести ответственность за сохранность указанного в данном пункте имущества. В случае его утраты или повреждения Подрядчик восстанавливает его за свой счет. При этом применяемые при выполнении работ материалы, изделия и конструкции должны иметь сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, выданные уполномоченными органами.
-Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком и/или специалистом строительного контроля скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика и/или специалиста строительного контроля за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить за свой счет.
В случае неявки представителя Заказчика и/или специалиста строительного контроля в срок, не более 2-х дней с момента получения извещения, Подрядчик составляет односторонний акт. Вскрытие работ в этом случае по требованию Заказчика производится за его счет.
-Обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей территории с соблюдением норм технической безопасности, пожарной и производственной санитарии, а также чистоту выезжающего строительного транспорта.
-Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
-непредвиденных объемов работ;
-возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
-иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику.
-Вывоз строительного мусора осуществляется Подрядчиком ежедневно.
-Нести ответственность за риск случайного уничтожения и/или повреждения Объекта, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы до даты утверждения Акта о приемки выполненных работ приемочной комиссией.
-Нести всю ответственность за ущерб, причиненный в ходе работ людям, зданиям или оборудованию, в том числе за обеспечение безопасности и охрану жизни и здоровья своих работников при выполнении работ.
-Несет ответственность перед Заказчиком за сохранность имущества Заказчика.
-Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других пунктах настоящего Контракта.
-В случае некачественного выполнения работ Подрядчиком, Подрядчик не вправе ссылаться на то, что Заказчик осуществлял контроль и надзор за их выполнением по настоящему Контракту.
Устранять за свой счет выявленные в процессе выполнения работ и после их завершения в гарантийный срок недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
-Подрядчик обязан письменно извещать Заказчика о субподрядных организациях, привлекаемых к выполнению работ, не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заключения договоров с такими организациями.
-Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
-В течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта, Подрядчик обязуется заключить с Заказчиком договор возмещения коммунальных услуг.
-Передать заказчику исполнительную документацию на выполненные работы в объеме и составе, необходимом для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и (или) заключения федерального государственного экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды), а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
-Выполнить до направления уведомления о завершении строительства объекта предусмотренные проектной и рабочей документацией пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования, оформить их результаты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и проектной документации, если контрактом предусмотрены пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Порядок оформления результатов выполнения пусконаладочных работ и комплексного опробования оборудования устанавливается контрактом.
-Устранять за свой счет в срок, установленный органом государственного строительного надзора, недостатки (дефекты) работ, выявленные таким органом в ходе проверки соответствия построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и (или) информационной модели, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые послужили основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии и (или) в выдаче заключения федерального государственного экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды).
-Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом.
-Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от проектной документации и рабочей документации.
-Не позднее 3(трех) рабочих дней со дня окончания строительства (реконструкции) объекта освободить земельный участок от временных построек и сооружений, строительной техники, строительного мусора и иных отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и направить заказчику проект акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта.
-В случае одностороннего отказа от исполнения Контакта при ненадлежащем выполнении Контракта в соответствии с гражданским законодательством и/или по решению суда, Подрядчик обязан произвести демонтаж устройства в 5-тидневный срок своими силами и за свой счет.
Согласно подпунктам 4.5.1 - 4.5.3 пункта 4.5 раздела 5 муниципального контракта Подрядчик вправе:
-Требовать от Заказчика своевременного и полного выполнения принятых им обязательств по настоящему Контракту;
-Получать консультации Заказчика по вопросам выполнения настоящего Контракта;
-Досрочно сдать выполненные Работы в целом либо частично (отдельные этапы), уведомив об этом Заказчика не позднее, чем за три дня до предполагаемой сдачи Работ. В случае сдачи отдельных этапов Работ оплата осуществляется согласно пункту 2.10 Контракту".
В соответствии с разделом 12 муниципального контракта допускается изменение, дополнение и досрочное расторжение Контракта:
-Контракт может быть изменен и дополнен по соглашению Сторон только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации и Контрактом.
-Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ. Все изменения и дополнения к Контракту действительны, если они оформлены в виде дополнительного соглашения к Контракту и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.
-по соглашению сторон допускается изменение условий Контракта при его исполнении в случае:
-снижения цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема и качества работы и иных условий Контракта.
-если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные Контрактом объем Работы не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом объем выполняемой Работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации Цены Контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в Контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объема Работы Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работы.
-При исполнении Контракта не допускается перемена Подрядчика за исключением случая, если новый подрядчик является правопреемником Подрядчика по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
-При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение Работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены Заказчиком в реестр контрактов, заключенных Заказчиком.
-Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 муниципального контракта:
"Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту и действует по 31 декабря 2021 года".
2.2. Согласно позиции заказчика, все работы по муниципальному контракту Подрядчик должен был закончить 23 июля 2021 года.
22 сентября 2021 года состоялся комиссионный осмотр объекта "Устройство стропильной крыши над спортивными и актовыми залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером на предмет решения вопросов в части выполнения строительно-монтажных работ на объекте.
Комиссией было установлено, что работы по муниципальному контракту не закончены. Большинство выполненных работ подрядчиком требует переделки, поскольку данные работы не соответствуют проекту, требованиями действующих норм, правил и стандартов, техническим условиям.
В связи с этим заказчиком было принято решение от 06 октября 2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение об одностороннем отказе).
Указанное решение было размещено в ЕИС 07.10.2021.
Решение об одностороннем отказе было направлено ИП Сельской А.В. по электронной почте 07.10.2021, почтовой связью 07.10.2021, получено ИП Сельской А.В. 06.11.2021, вернулось заказчику 09.11.2021.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.11.2021.
Порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе соблюден.
3. Исходя из материалов дела, в адрес поставщика направлялась 21 претензия: от 19.07.2021 N 188, от 27.07.2021 N 190, от 10.08.2021 N 193, от 18.08.2021 N 202, от 21.08.2021 N 204, от 23.08.2021 N 206, от 24.08.2021 N 207, от 25.08.2021 N 209, от 27.08.2021 N 211, от 30.08.2021 N 212, от 02.09.2021 N 215, от 06.09.2021 N 220, от 08.09.2021 N 229, от 10.09.2021 N 236, от 13.09.2021 N 237, от 15.09.2021 N 238, от 17.09.2021 N 239, от 20.09.2021 N 241, от 22.09.2021 N 242, от 24.09.2021 N 246, от 27.09.2021 N 247, согласно которым работы, предусмотренные Контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ не выполнены в полном объеме. Заказчик просит ускорить выполнение работ по муниципальному контракту, а также требует в кратчайшие сроки устранить нарушения, выявленные в ходе выполнения работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами, а именно выполнить ремонт спортивного зала, в целях недопущения прерывания учебного процесса.
Согласно письму от 09.09.2021 N 974 от МКУ "Управление капитального строительства" в адрес ИП Сельской А.В. 03 сентября 2021 года в рамках проведения строительного контроля на объекте, в присутствии представителей Управления образования МР "Печора", МОУ "СОШ" п. Каджером, специалистами МКУ "Управление капитального строительства" был осуществлен осмотр выполненных работ на объекте. В рамках проведения осмотра специалистами МКУ "Управление капитального строительства" были выявлены следующие нарушения:
1. На поверхности деревянных элементов стропильной системы кровли присутствуют следы образования грибка и плесени, влажность материала превышает 20%, что не соответствует рабочей документации;
2. Примыкание прогонов стропильной системы выполнено посредством врубки не над стойками, что является отклонением от проектной документации. Врубка выполнена с нарушением технологии.
3. Узлы опирания стропил не соответствуют рабочей документации, местами отсутствуют бобышки между досками стропильных ног.
4. Коньковый узел выполнен не в соответствии с рабочей документацией, в месте примыкания стропил отсутствуют бобышки между досками стропильных ног.
5.Узлы фронтов не соответствуют рабочей документации, не выполнены стойки ФД-1.
6. Узел карнизного свеса не соответствует рабочей документации, не выполнены кобылки, стропила подняты над карнизными плитами на высоту до 30 см.
7. Стыки досок обрешетки расположены не над опорами, фактически под стыки досок обрешетки подложены деревянные накладки.
8. В выполненных штрабах под лежни отсутствует минераловатный утеплитель, что не соответствует рабочей документации.
9. Влажность материала утеплителя, уложенного по существующей кровле превышает 5%, что является нарушением пункта 5.3.18 СП 71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные покрытия".
10. Отсутствует болтовое крепление лежней к плитам перекрытия, что является нарушением рабочей документации.
11. Плотность утеплителя, уложенного по существующей кровле, не соответствует рабочей документации.
12. Листы профнастила уложены без герметизации стыков, что является нарушением рабочей документации.
В связи с необходимостью решения вопросов в части выполнения строительно-монтажных работ на объекте, комиссия в составе:
<__> - заведующего ОМТО "Управления образования МР "Печора";
<__> - эксперта МКУ "Управление капитального строительства";
<__> - директора МОУ "СОШ" п. Каджером (заказчик);
<__> - заместителя директора МОУ "СОШ" п. Каджером по АХЧ;
Сельской А.В. - индивидуального предпринимателя (подрядчик),
произвела визуальный осмотр указанного объекта, согласно которому вынесен Акт от 22.09.2021 N 2 осмотра объекта "Устройство стропильной крыши над спортивными и актовыми залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером, в котором были установлены недостатки:
1. Крепление деревянных лежней к железобетонной плите покрытия - отсутствие стальных анкером М12 для крепления деревянного лежня к железобетонной плите покрытия по оси N 2.
2. Формирование узлов стропильных ног и подкосов - отсутствие болтовых креплений в узлах, а также недостаточное количество в узле.
3. Монтаж стропил. Неверное расположение стыков стропил - Стык сращивания элементов стропильной ноги выполнен в середине пролета между соседними рамами, на расстоянии 1 метр от опорного прогона.
4. Монтаж подкосов. Неверное расположение стыков стропил - Подкос к лежню закреплен одним гвоздем, неверно выполнен запил подкоса (широкая щель между торцом подкоса и поверхностью лежня).
5. Формирование стыков прогонов - Стык прогонов выполнен "в пол дерева" без стягивающих шпилек или болтов. Стык расположен в пролете между стойками.
6. Укладка противоконденсантной пленки - Стык соседних полотнищ выполнен без проклейки клеящими лентами, нахлесты полотнищ не соответствуют нормативным требованиям и инструкции производителя. В самих полотнищах присутствуют разрывы.
7. Монтаж утеплителя - Маты утеплителя фактически беспорядочно разбросаны по поверхности старой рулонной кровли без закрепления. В штрабах утеплитель отсутствует.
8. Монтаж металлического профилированного листа - Недостаточная величина нахлеста профлистов поперек ската.
9. Монтаж металлического профилированного листа - Отсутствует крепление листов профнастила между собой в продольном направлении.
10. Монтаж металлического профилированного листа - Отверстия в проф. листе от саморезов.
11. Формирования опорных узлов стропил (Узел N1) - Узел N 1 выполнен без кобылки, с выносом стропил за маурлат.
12. Формирование стыков брусков обрешетки - Стык брусков обрешетки выполнен в пролетах между стропилами.
Исходя из осмотра, приняты решения:
1. Демонтировать существующий металлический проф. лист.
2. Проверить количество и шаг анкеров крепления лежней к плитам покрытия. Установить дополнительные анкеры.
3. Проверить узлы стыковки деревянных подкосов и стропил. Добавить необходимое количество шпилек и гвоздей.
4. Стропила выполнить по разрезной форме, с формированием стыка на прогонах.
5. Переделать опорный узел подкоса и лежня в районе выхода вентиляционной шахты. Стык подкоса и лежня должен быть выполнен наклонным лобовым упором с установкой стальных уголков.
6. Стыки прогонов выполнить согласно типовой серии 2.160-9 вып. 1, узел N 20.
7. Антиконденсантную мембрану смонтировать согласно требований СП 17.13330.2017, П/п. 4.4а.
8. Заново выполнить монтаж металлического проф. листа, с нахлестом соседних листов в 1 гофр.
9. Заново выполнить монтаж утеплителя с учетом требований Проекта 535/20-АС, лист N 8, п. 15 Крепление к поверхности на битумной мастике полосовое.
10. Заделать все отверстия в металлическом проф. листе.
11. Опорный узел стропил N 1 выполнить согласно Проекта 535/20-АС, лист N 5, узел N1.
12. В местах стыковки уже установленных брусок обрешетки выполнить монтаж дополнительных брусков обрешетки с операнием на стропила.
3.1. Исходя из объяснений ИП Сельской А.В., представленных в Коми УФАС письмом от 02.12.2021 вх. N 6054-э. Подрядчик не согласен с решением об одностороннем отказе в связи со следующим.
Довод N 1. Сроки выполнения работ не соблюдены из-за неблагоприятных погодных условий.
В промежутке с 15.06.2021 по 25.07.2021 дожди и ветер свыше 15 м/с были 26 дней, что подтверждается справкой Филиала ФГБУ Северное УГМС "Коми ЦГМС" от 30.07.2021 N 01-26/518.
Выполнение работ во время таких погодных условий не представлялось возможным, в ответ на претензию от 19.07.2021 N 188 Подрядчик сообщил Заказчику о данных обстоятельствах.
Довод N 2. Проектно-сметная документация не соответствует фактическому объему работ.
В процессе выполнения работ, Подрядчиком были выявлены несоответствия фактического объема работ и проекта. Об этом Заказчик был уведомлен письмом от 27.07.2021 исх. N 190.
Объем работ, который было возможно выполнить без изменений документации, Подрядчиком был выполнен.
Довод N 3. Подрядчик, письмом от 18.11.2021 N 9 просил организовать комиссию для приемки выполненных работ.
Заказчик, в ответ на данное обращение письмом от 22.11.2021 N 288 сообщил, что решение вступило в законную силу, они не имеют оснований проводить осмотр объекта на предмет подтверждения факта выполнения заявленных работ по Контракту.
Согласно устным пояснениям ИП Сельской А.В., она приступила к работам 15 июня 2021 года, с 8 по 17 ноября были выполнены последние работы. ИП Сельская А.В. не отрицает, что к выполнению работ приступила с нарушением Графика выполнения строительно-монтажных работ.
По словам ИП Сельской А.В., по техническому заданию к муниципальному контракту выполнены следующие работы:
-Демонтаж ограждения кровель перилами;
-Разборка покрытий кровель: из рулонных материалов;
-Разборка бетонных оснований под полы: на гравии;
-Разборка засыпного утеплителя деревянных стен;
-Разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и т.п.;
-Разборка: кирпичных стен;
-Заполнение бетоном отдельных мест в перекрытиях;
-Кладка стен кирпичных наружных: простых при высоте этажа свыше 4 м;
-Кирпич керамический лицевой, размер 250х120х65 мм, марка 100;
-Раствор кладочный, цементно-известковый М150;
-Улучшенная штукатурка фасадов цеметно-известковым раствором по камню: стен
-Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали;
-Утепление покрытий плитами: из минеральной ваты или перлита на битумной мастике в один слой;
-Плиты минераловатные <Лайт-Баттс> ROCK WOOL, толщина 50 мм;
-Установка стропил;
-Рубероид кровельный РКК-350;
-Техноэласт: Грин ЭПП;
-Устройство обрешетки с прозорами из досок и брусков под кровлю: из листовой стали;
-Устройство пароизоляции: прокладной в один слой;
-Рубероид кровельный РКП-350;
-Пленка диффузионная гидроизоляционная, максимальная сила растяжения 165/140 Н/50 мм;
-Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения: второй группы огнезащитной эффективности по НБП 251;
-Состав огнезащитный: <НОРТЕКС-Ш>;
-Монтаж кровли из профилированного листа для объектов непроизводственного назначения: простой;
-Профилированный лист оцинкованный: НС44-1000-0,7;
-Дополнительные элементы металлочерепичной кровли желоб водосточный оцинкованный, длиной 2000 мм;
-Конек для кровли из оцинкованной стали, ширина ската 200х200 мм, длина 2000 мм;
-Ограждение кровель перилами;
-Ограждение кровельное КО-30.6р;
-Подшивка потолков: сталью кровельной оцинкованной по дереву;
-Профилированный настил оцинкованный: С10-1100-0,55;
-Устройство металлической водосточной системы: воронок;
-Дополнительные элементы металлочерепичной кровли: заглушка коньковая из оцинкованной стали;
-Труба водосточная МП, диаметр 100х2000 мм, медь;
-Установка неостекленных оконных переплетов: створных;
-Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 23 км.
По словам ИП Сельской А.В., невыполненными остаются остальные виды работ по техническому заданию муниципального контракта, а именно:
-Держатель, кронштейны для трубы;
-Улучшенная окраска масляными составами по дереву: карниза;
-Эмаль ПФ-115;
-Огрунтовка металлических поверхностей за один раз: грунтовкой ГФ-021;
-Окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью ПФ-115;
-Погрузка при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой вручную.
Однако, в Коми УФАС России не представлены документы, подтверждающие выполнение работ ИП Сельской А.В.
По письменной информации МОУ "СОШ" п. Каджером от 01.12.2021 N 295 (вх. от 01.12.2021 N 6037-э.) в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по контракту ИП Сельской А.В. возникли негативные последствия для МОУ "СОШ" п. Каджером. Заказчик понес убытки из-за ненадлежащего выполнения работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером подрядчиком, выразившиеся в причинении последним материального ущерба в размере 3 721 076,40 рублей, что подтверждается техническим отчетом о состоянии стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером. Согласно выводам данного отчета, выявленные в процессе проведения экспертного обследования конструкций стропильной крыши над спортивным и актовым залами МОУ "СОШ" п. Каджером, дефекты являются явными, значительными критическими и устранимыми, появившимися в процессе выполнения строительно-монтажных работ в результате нарушения подрядчиком технологии выполнения работ и требований нормативной и рабочей документации.
Выполненные подрядчиком работы по муниципальному контракту, учитывая то обстоятельство, что это социально-значимый объект, в котором обучаются дети, не могут использоваться на сегодняшний день и требуют переделки.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ИП Сельская А.В., подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразила согласие на выполнение работ на условиях закупки.
Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии и на условиях, предложенных заказчиком.
Приняв на себя обязательства выполнить работы в указанные в контракте сроки и на предложенных условиях, ИП Сельская А.В. приняла на себя меры и сопутствующие риски, связанные с выполнением работ при том объеме исходных данных, которые на момент заключения контракта передал заказчик, и по той цене, которая указана в контракте. От заключения контракта ИП Сельская А.В. не отказалась, что свидетельствует о действительной ее воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил и исключающих внесение сведений об ИП Сельской А.В. в РНП, Комиссией Коми УФАС России не установлено.
При рассмотрении обращения установлено, что основанием для принятия заказчиком решения послужило ненадлежащее исполнение подрядчиком условий договора, при этом факт такого ненадлежащего исполнения установлен на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательства, свидетельствующие об обратном, в Коми УФАС России отсутствуют.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение исполнителем условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ИП Сельской А.В. не предоставлено.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ИП Сельской А.В. нарушений, непринятием ИП Сельской А.В. всех возможных мер, направленных на исполнение обязательств по контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ИП Сельской А.В. усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МОУ "СОШ" п. Каджером информацию в отношении индивидуального предпринимателя Сельской Алене Владимировне (место нахождения: <__>; ИНН <__>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.05.2021 N 16/А-2021 на выполнение работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером (реестровый номер контракта 31105012485 21 000004), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по устройству стропильной крыши над спортивным и актовым залами здания МОУ "СОШ" п. Каджером", извещение N 0107300009521000159), сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Сельской Алене Владимировне в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МОУ "СОШ" п. Каджером нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 2 декабря 2021 г. N РНП-11-200
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021