Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по обращению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми) от 23.11.2021 N 01-34/335 (вх. от 24.11.2021 N 5098), содержащему письменную информацию о возможном нарушении заказчиком - государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района"), аукционной комиссией заказчика требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района", извещение N 0307200013521000021 (далее - закупка, электронный аукцион, обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми о возможном нарушении заказчиком - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района", аукционной комиссией заказчика требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона в части:
-указания в извещении о проведении электронного аукциона сведений о месте оказания закупаемых услуг в нарушение статей 3, 9, 13, 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
-определения в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе противоречивой информации относительно места оказания услуг, что нарушает часть 3 статьи 7, пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
-включения в пункт 1.3 проекта договора, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, условия: "Услуги, оказываемые во исполнение настоящего Договора, должны соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", при том, что на дату размещения извещения о проведении закупки (21.04.2021), указанный документ утратил силу - с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России N 988н, Минздрава N 1420н от 31.12.2020;
-включения при заключении договора в пункт 1.4 договора сведений о недействующей лицензии победителя закупки N ЛО-11-01-00001786 от 19.04.2017, которая на дату заключения договора была переоформлена и победителем закупки получена лицензия от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208.
Таким образом, обращение содержит признаки возможных нарушений заказчиком - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района", аукционной комиссией заказчика требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки, в том числе при определении победителя закупки и заключении с ним договора.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми, ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в письме от 02.12.2021 N 01-07/5412 (вх. от 02.12.2021 N 6066-э) представлены пояснения относительно доводов обращения.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к следующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района".
Объект закупки - "Оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 102 851,32 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (далее - аукционная документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 21.04.2021.
Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
Приказом директора ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" создана Единая комиссия по осуществлению закупок для нужд ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" (далее - Единая комиссия).
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частей 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
2.1. В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Объект закупки - "Оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района".
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, наряду с прочим, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (действующего в период осуществления закупки, документ утратил силу с 1 сентября 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852) утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских осмотров.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности) включены услуги, наряду с прочими, по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Закона о лицензировании в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены, наряду с прочими, требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 13 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя.
Согласно пунктам 2, 5 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
По части 7 статьи 18 Закона о лицензировании в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (документ действовал в период осуществления закупки, окончание действия документа - 10.09.2021), не относятся ни к скорой, ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи. Поэтому положения статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Преимущества и требования к участникам" содержится информация: "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Бездействие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона требования, предъявляемого к участникам такого аукциона, и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при наличии таких требований, не соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В пункте 19 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующим образом: "На основании статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено требование: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности".
2.2. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указывается информация, содержащаяся в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений, связанных с правом заказчика указывать конкретное место выполнения работ, оказания услуг, вместе с тем существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Правовая основа лицензирующей медицинской деятельности определена Законом о лицензировании и Положением о лицензировании медицинской деятельности, которыми предусмотрен порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования.
В Законе о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18). Указанное положение законодательства означает, что, получив лицензию, лицензиат не обязан ее получать вновь при изменении места осуществления деятельности.
Вместе с тем, Законом о лицензировании предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности, несоблюдение указанных условий является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги" указано: Российская Федерация, Коми Респ, Сысольский р-н, Визинга с, ул. Советская д. 15".
Адрес, указанный в извещении о проведении электронного аукциона, является адресом места нахождения заказчика.
Действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части указания в извещении конкретного адреса места оказания закупаемых услуг может ограничивать количество участников закупки, ограничивать их доступ к участию в такой закупке с учетом лицензионных требований в отношении адреса, подлежащего указанию в лицензии в качестве места осуществления лицензируемой деятельности, что не соответствует части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 10 Информационной карты, в пункте 3.1 проекта договора, являющегося составной частью документации об электронном аукционе (раздел V) (далее - проект договора) указано: "место оказания услуг: по договоренности сторон".
Действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части указания в извещении о проведении электронного аукциона, в пункте 10 Информационной карты, в пункте 3.1 проекта договора противоречивой информации относительно места оказания закупаемых услуг, не соответствует части 3 статьи 7, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.3. В пункте 1.3 проекта договора содержится условие: "Услуги, оказываемые во исполнение настоящего Договора, должны соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", требованиям нормативных документов, регулирующих их оказание, и государственных стандартов Российской Федерации (в случае, если данные требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации)".
Вместе с тем, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 302н на дату размещения на официальном сайте извещения и документации о закупке (21.04.2021) утратил силу (с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России N 988н, Минздрава N 1420н от 31.12.2020).
Действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части включения в пункт 1.3 проекта договора условия: "Услуги, оказываемые во исполнение настоящего Договора, должны соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", который на дату размещения на официальном сайте извещения и документации о закупке утратил силу, не соответствует требованиям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2.4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
В подпункте 1 пункта 28 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, в том числе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, наряду с прочим, копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности.
3. Согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
3.1. По протоколу от 29.04.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе до окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие в аукционе подана одна заявка на участие в аукционе (заявка общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Время" (далее - ООО "МЦ "Время"), по результатам рассмотрения которой Единой комиссией принято решение о признании единственного участника закупки и поданной им заявки соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе.
Учитывая, что в составе второй части заявки ООО "МЦ "Время" на участие в закупке представлены все требуемые документы и информация, Единой комиссией правомерно принято решение о признании ООО "МЦ "Время" и поданной им заявки на участие в закупке соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, аукционной документации.
Таким образом, решение Единой комиссии, оформленное в протоколе от 29.04.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, соответствует требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе и аукционной документацией.
4. Согласно частям 1, 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
По результатам закупки заказчиком - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" с ООО "МЦ "Время" (исполнитель) 11.05.2021 заключен договор N 20 (реестровый номер 21110001584 21 000037).
Комиссией Коми УФАС России, по результатам анализа второй части заявки ООО "МЦ "Время" на участие в закупке установлено о предоставлении в её составе, в том числе, наряду с прочим:
-копии лицензии от 19.04.2017 N ЛО-11-01-001786 на осуществление медицинской деятельности;
-копии лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208 на осуществление медицинской деятельности;
-выписки из реестра лицензий по состоянию на 31.03.2021, содержащей сведения о действующей лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208.
В пункте 1.4 договора от 11.05.2021 N 20 указано: "Оказание услуг осуществляется Исполнителем на основании лицензии: ЛО-11-01-00001786 от 19.04.2017".
Вместе с тем, в соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт подлежал заключению на условиях, указанных в документации и извещении о закупке, и заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем (в пункте 1.4 контракта, с учетом представленной ООО "МЦ "Время" в составе второй части заявки на участие в закупке действующей лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208, надлежало указать действующую лицензию).
Согласно письменным пояснениям ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" от 01.12.2021 N 01-07/5407 (вх. от 02.12.2021 N 6066-э) указание в пункте 1.4 договора от 11.05.2021 N 20 сведений о недействующей лицензии обусловлено технической ошибкой.
Согласно письменным пояснениям ООО "МЦ "Время" от 01.12.2021 N 46, представленным ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в составе письма от 01.12.2021 N 01-07/5407 (вх. от 02.12.2021 N 6066-э), в период осуществления закупки и в настоящее время ООО "МЦ "Время" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208. Лицензия N ЛО-11-01-00001786 от 19.04.2017 была переоформлена в установленном порядке в связи с добавлением медицинских услуг, осуществляемыми ООО "МЦ "Время", с последующей выдачей лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208.
Действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части заключения договора от 11.05.2021 N 20 не на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, а также заявке победителя, в части включения в пункт 1.4 контракта условия: "Оказание услуг осуществляется Исполнителем на основании лицензии: ЛО-11-01-00001786 от 19.04.2017", тогда как в составе второй части заявки ООО "МЦ "Время" на участие в закупке содержались сведения о действующей лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208, не соответствует требованиям части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям с официального сайта с реестра контрактов, договор от 11.05.2021 N 20 расторгнут по соглашению сторон (Соглашение от 29.11.2021 N 1).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, подп. 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать бездействие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона требования, предъявляемого к участникам такого аукциона, и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при наличии таких требований, не соответствующим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части указания в извещении конкретного адреса места оказания закупаемых услуг, что может ограничивать количество участников закупки, ограничивать их доступ к участию в такой закупке с учетом лицензионных требований в отношении адреса, подлежащего указанию в лицензии в качестве места осуществления лицензируемой деятельности, не соответствующим части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части указания в извещении о проведении электронного аукциона, в пункте 10 Информационной карты, в пункте 3.1 проекта договора противоречивой информации относительно места оказания закупаемых услуг, не соответствующим части 3 статьи 7, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части включения в пункт 1.3 проекта договора условия: "Услуги, оказываемые во исполнение настоящего Договора, должны соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", который на дату размещения на официальном сайте извещения и документации о закупке утратил силу, не соответствующим требованиям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
5. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района" в части заключения договора от 11.05.2021 N 20 не на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, а также заявке победителя, в части включения в пункт 1.4 контракта условия: "Оказание услуг осуществляется Исполнителем на основании лицензии: ЛО-11-01-00001786 от 19.04.2017", тогда как в составе второй части заявки ООО "МЦ "Время" на участие в закупке содержались сведения о действующей лицензии от 11.06.2019 N ЛО-11-01-002208, не соответствующим требованиям части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы обращения соответствующему должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица (должностных лиц) заказчика производств об административных правонарушениях по установленным нарушениям Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 7 декабря 2021 г. N 011/06/99-966/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021