Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
в отсутствие представителей ГБОУ СОШ N247 Красносельского района Санкт -Петербурга (далее - Заказчик), ИП Меньшиков Р.А. (далее - Заявитель) уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 36595-ЭП/21 от 24.11.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ СОШ N 247 Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 43, корпус 2, литера А, этап N 1 (выполнение работ по капитальному ремонту учебных кабинетов; общестроительные работы; ремонт кровли здания; устройство системы вентиляции; устройство системы автоматизации общеобменной вентиляции; ремонт системы отопления) (извещение номер 0172200005521000301) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурс размещено 25.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000301. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 558 610,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- в установлении в извещении и документацию об аукционе требования к участникам закупки и требований к составу заявок участников без учета изменений, внесённых в Закон о контрактной системе в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заявитель утверждает, что в рамках критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядком оценки допускается предоставление исключительно контрактов (договоров), исполненных без нарушения сроков и иных условий.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"_При оценке заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учитывается наличие контрактов (договоров) участника открытого конкурса в электронной форме, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных участником открытого конкурса в качестве генерального подрядчика в полном объеме за последние 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме (стоимость в рублях)..."
"_Для подтверждения квалификации по данному показателю участник открытого конкурса в электронной форме предоставляет:
1) Копии контрактов (договоров) участника открытого конкурса в электронной форме со всеми приложениями (при наличии) и копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии);
2) Копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2) или иных документов (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору);
3) Копии акта приемки объекта (по такому контракту) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае отсутствия в составе заявки копий контрактов (договоров) и/или копий актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2) и/или копии иных документов (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору), и/или копий актов приемки объекта (по такому контракту) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), и/или реестра исполненных контрактов (договоров), содержащего все сведения, указанные в настоящем разделе документации о закупке, то работы по таким контрактам (договорам) при оценке показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учтены не будут.
Контракты (договоры), по которым выявлены несоответствия указанных сведений в представленных документах, при определении значения данного показателя не учитываются.
Под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), заключенный и исполненный участником открытого конкурса в качестве генерального подрядчика в полном объеме за последние 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, обязательства по которому полностью исполнены участником закупки. В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах (договорах) и актах о приемке выполненных работ к таким контрактам (договорам), комиссия не будет учитывать такой контракт (договор) при оценке баллов по настоящему показателю критерия оценки..."
По мнению Заявителя вышеустановленный порядок оценки не соответствует нормам Постановления от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее- Постановление N99).
При этом Комиссия УФАС отмечает, что Постановление N99 не регламентирует правила порядка оценки заявок.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией УФАС установленs следующие обстоятельства:
Комиссией УФАС констатирует, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" имеет однозначное указание по предоставлению в качестве документов контрактов (договоров), заключенных и исполненных за последние 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме.
По мнению Комиссии УФАС вышеуказанное условие порядка оценки показателя Общее количество исполненных контрактов (договоров)" с учетом предмета закупки, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю, поскольку, в Конкурсной документации установлен необъективно короткий период исполнения данных контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ) были внесены изменения в Закон о контрактной системе, вступившие в силу с 01.07.2021 г.
Согласно п.1) ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ в ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе слова "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменить словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 настоящего Федерального закона".
Согласно пп. а) п.3) ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ в п.1 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе слово "учредителей," исключить.
Таким образом, ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (с изменениями от 01.07.2021 г.) предусмотрено, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе (с изменениями от 01.07.2021 г.) предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса.
В извещении и в п. 4.1.9. конкурсной документации предусмотрено следующее требование к участникам закупки:
"Отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.".
Кроме того, конкурсной документацией в п. 8.4 предусмотрено, в том числе, следующее требование к содержанию второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме: "наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса"
Таким образом, Заказчиком в извещении и конкурсной документации установлены требования к участникам закупки и требований к составу заявок участников без учета изменений, внесённых в Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.1.1 ст.31 и п. 1 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.1.1 ст.31, п.8 ч.1 ст. 54.3,п. 1 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2021 г. N 44-5454/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021