Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе" Управления делами Президента Российской Федерации" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 36583-ЭП/21 от 23.11.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 29.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100025921000047.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 785 496,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснили, что не согласны с доводами жалобы.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Разделом III Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"_6.1.2 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Значение показателя и порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 40%.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,4.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
В случае не предоставления информации и (или) подтверждающих документов - 0 баллов.
В случае выявления разночтений в представленных сведениях по показателю, такие сведения не будут учитываться.
Показатель критерия оценивается на основании данных участника закупки об общей стоимости исполненных контрактов (договоров). При оценке показателя критерия учитываются контракты (договоры) на оказание охранных услуг, успешно исполненные собственными силами за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в данной закупке на сумму, сопоставимую с НМЦК данной закупки.
В подтверждение общей стоимости исполненных контрактов (договоров) должны быть представлены сведения в табличной форме (с указанием номера по порядку, предмета контракта (договора), номера и даты контракта (договора), дата исполнения контракта (договора), заказчика по контракту (договору), период оказания услуг, стоимость услуг (работ) по контракту (договору), реестровый номер контракта (договора), если сведения о заключении и исполнении контрактов (договоров) содержатся в едином реестре государственных контрактов в Единой информационной системе: https://zakupki.gov.ruи, - рекомендуемая Форма N 2 Раздела VI. настоящей документации), а также копии всех следующих документов по каждому исполненному контракту (договору):
копия (копии) всех страниц ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), со всеми приложениями и дополнениями к нему (ним), на охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, заключенного (заключенных) в соответствии с N 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
копия (копии) акта (актов) оказанных услуг, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (контрактов).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
В рамках показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), удовлетворяющих следующим требованиям:
а) срок исполнения обязательств по предоставляемым участником закупки контрактам (договорам) должен быть в течение 5 (пяти) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
б) предоставляемые участником закупки контракты (договоры) исполнены в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре).
Контракты (договоры), не удовлетворяющие указанным параметрам, не будут учитываться при начислении баллов при оценке заявок.
При определении показателя баллы не начисляются в случаях:
а) участником закупки не предоставлены подтверждающие документы (копии контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним, копии актов приемки оказанных услуг).
б) подписания акта (актов) оказанных услуг ранее 5 (пяти) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе;
в) работы по договорам (контрактам), для которых участником закупки представлены подтверждающие документы, не являются охранными услугами;
г) выявления в представленных документах недостоверной информации.
Количество баллов, присуждаемых по показателю критерия, определяется по формуле:
Оценка заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" выставляется с учетом его значимости в баллах от 0 до 40 баллов (при этом максимальное значение данного показателя с учетом его значимости составляет 40 баллов).
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013N 1085:
К1i = КЗ х 100 х (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости подпоказателя (КЗ=0,4).
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (оценивается по информации представленной участником закупки)
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Участнику, не представившему информацию по показателю, либо не предоставившего подтверждающие документы, присваивается 0 баллов по данному показателю. Непредставление сведений не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе_"
По мнению Заявителя, из вышеуказанного порядка инструкции следует, что если у участника не будут представлены сведения в табличной форме, то участнику не будут начислены баллы по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что в подтверждение общей стоимости исполненных контрактов (договоров) Заказчик рекомендовал, наряду с вышеуказанными требованиями к форме и содержанию заявки на участие в открытых конкурсах в электронной форме, представить сведения в табличной форме. Заказчик в вышеприведенном порядке оценки акцентировал на то, что Участнику, не представившему информацию по показателю, либо не предоставившего подтверждающие документы, присваивается 0 баллов по данному показателю. Непредставление сведений не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Таким образом, оценке подлежат информация и документы, а не рекомендуемая Заказчиком табличная форма.
Согласно ч.7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации в рассматриваемой части Заявитель не подавал.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Исходя из изложенного, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "ДОЗОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2021 г. N 44-5448/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021