Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО УРИЦК (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ИП Едемского Станислава Геннадьевича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 36013-ЭП/21 от 18.11.2021) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по поставке и монтажу декоративных элементов уличного оформления к Новому году на территории Муниципального округа УРИЦК в 2021 году (извещение N 0172300003821000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300003821000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 412 233, 33 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В силу п. 27 (4) Правил при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом п. 27 (4) Правил.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заявитель утверждает, что в рамках критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядком оценки допускается предоставление исключительно контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику штрафов и пени.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
3. Для оценки Заявок по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, 60 оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие показатели и значимость показателей, присуждаемая за определенное значение указанного показателя, предложенное участником открытого конкурса: N Наименование показателя Значимость показателя 3.1. Опыт участника открытого конкурса в электронной 50% форме по поставке/выполнению работ/оказанию услуг 3.2. Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для 20% выполнения работ 3.3. Наличие материальных ресурсов, принадлежащих на 15 % праве собственности или на ином законном основании 3.4. Деловая репутация участника открытого конкурса в 15% электронной форме Для оценки заявок по каждому показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки.
Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов". Рейтинг по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателям, присуждаемых этой заявке по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" на соответствующую указанному критерию значимость. 61 3.1. Порядок оценки по показателю "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по поставке/выполнению работ/оказанию услуг": Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов". Уровень шкалы а) 6) в) Значение показателя Документы и/или сведения не представлены и/или1 не соответствуют уровню шкалы 6) и уровню шкалы 1в) Представлены сведения о не менее 1 О (десяти) контрактах (договорах), исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) l цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 1 О (десять) раз, и1 представлены подтверждающие документы Представлены сведения о не менее 15 (пятнадцати) контрактах (договорах), исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) l цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 15 (пятнадцать) раз, и1 представлены подтверждающие документы Количество присуждаемых баллов О баллов 50 баллов 100 баллов Сведения по показателю "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по поставке/выполнению работ/оказанию услуг" подтверждаются сведениями о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве дней исполнения контракта (договора) и подтверждающими эти сведения документами: копией исполненного контракта (договора), с приложением (при 62 наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов оказанных услуг (выполненных работ) и/или копий товарных накладных. 3.2. Порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ": Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки.
Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов". Уровень шкалы а) 6) в) Значение показателя Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы 6) и уровню шкалы в) Представлены сведения о сотруднике имеющем высшее техническое образование-' и представлены подтверждающие документы", о водителях/операторах специализированной техники, указанной в заявке участника" и представлены подтверждающие документы", не менее 3 (трех) рабочих" и представлены подтверждающие документы'".
Представлены сведения о сотруднике имеющем высшее техническое образование-' и представлены подтверждающие документы", о водителях/операторах специализированной техники, указанной в заявке участника-" и представлены подтверждающие документы", не менее 5 (пяти) рабочих" и представлены подтверждающие документы'". Количество присуждаемых баллов О баллов 50 баллов 100 баллов 1) Сведениями о каждом сотруднике являются: ФИО; должность; вид, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование и местонахождение учебного заведения, а также дата решения (протокола) экзаменационной (аттестационной) комиссии; общий стаж работы по должности, указанной в 63 заявке (полных лет и месяцев); реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки). 2) Сведениями о каждом водителе/операторе являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки) или гражданско-правового договора; номер, дата выдачи документа подтверждающего квалификацию, наименование и местонахождение учебного заведения, а также номер и дата протокола экзаменационной комиссии; общий стаж работы по специальности, указанной в заявке (полных лет и месяцев). 3) Сведениями о каждом рабочем являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки или гражданско-правового договора. 4) Подтверждающими документами на каждого заявленного сотрудника являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки); копия штатного расписания участника открытого конкурса в электронной форме; форма СЗВ-М Сведения о застрахованных лицах (в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. No 83п) за последний отчетный период на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме участника открытого конкурса в электронной форме с отметкой ПФР либо с приложением квитанции о доставке отчетности в ПФР и протокола контроля сведений ПФР; копия диплома о высшем образовании. 5) Подтверждающими документами на каждого заявленного водителя/оператора специализированной техники являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки); копия документа, подтверждающего квалификацию. 6) Подтверждающими документами на каждого заявленного рабочего являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки). 3.2. Порядок оценки по показателю "Наличие материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании": Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки.
Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов". 64 Уровень Количество Значение показателя присуждаемых шкалы баллов а) Документы и/или сведения не представлены О баллов и/или не соответствуют уровню шкалы 6) 6) Представлены сведения о наличии 1 (одного) 100 баллов подъемника-вышки 1 ) и представлены подтверждающие документы?' 1) Сведениями о каждой единице техники являются: форма права пользования оборудованием (собственность/аренда/лизинг); реквизиты документа, подтверждающего нахождение в собственности материально-технического ресурса (при наличии указанных объектов в собственности) либо реквизиты договора аренды/лизинга (при наличии указанного оборудования на правах аренды/лизинга) или реквизиты иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки в пользовании; серия и номер паспорта транспортного средства и марка, модель транспортного средства, категория транспортного средства, государственный регистрационный знак (тип, код, серия, номер). 2) Подтверждающими документами на каждую единицу материально-технического ресурса являются: копия инвентарной карточки учета объекта основных средств унифицированной формы ОС-6 и/либо договора купли продажи и/либо товарной накладной или договора аренды (лизинга) материально-технического ресурса; копия паспорта транспортного средства. 3.3. Порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме": Для оценки заявок по показателю установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию Заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
Уровень Значение показателя Количество шкалы присуждаемых баллов а) Наличие случаев судебных разбирательств с О баллов участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были 65 удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса и (или) отсутствие положительных отзывов/благодарственных писем и (или) отсутствие у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарногигиенической безопасности в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции (covid-19). новой 6) Наличие судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, отсутствие случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 1 (одного) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарногигиенической безопасности в целях 50 баллов противодействия коронавирусной распространения новой инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы. в) Отсутствие судебных разбирательств с 100 баллов участником конкурса в исковые требования качестве ответчика, по которым были 66 удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 3 (трех) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия коронавирусной распространения новой инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы.
Подтверждающим документом относительно случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса является декларация участника открытого конкурса в электронной форме (требования к форме такой декларации не устанавливаются). В рамках показателя "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются исключительно положительные отзывы/благодарственные письма, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров). Положительные отзывы/благодарственные письма на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за поставку/выполнение работ/оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по показателю "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на 67 праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываться не будут.
Если положительный отзыв/благодарственное письмо выданы на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать их как один положительный отзыв/ благодарственное письмо. Информация, содержащаяся в положительном отзыве/благодарственном письме должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор) по результатам исполнения которого они выданы, организацию выдавшую положительный отзыв/ благодарственное письмо и руководителя организации, подписавшего положительный отзыв/благодарственное письмо, в противном случае такой положительный отзыв/благодарственное письмо не будут учтены в целях начисления баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Сведениями подтверждающими наличие положительных отзывов/благодарственных писем являются: сведения о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве календарных дней исполнения контракта (договора), номер и дата документа об оплате, подтверждающими документами на каждый представленный положительный отзыв/благодарственное письмо: копия положительного отзыва/благодарственного письма, копия исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ (оказанных услуг) и/или копий товарных накладных, копии документов об оплате.
Подтверждающим документом о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) является копия 68 утвержденного стандарта, который должен содержать следующие сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19): санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников, сведения о санитарной обработке помещений, сведения об организации питания, перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми разработан указанный стандарт, алгоритм действий в случае подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией. Под Стандартом также понимается положение, указ, распоряжение или иной правовой акт, принятый в организации и содержащий указанные сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19). Все предоставляемые в рамках критерия "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" подтверждающие документы должны предоставляться в виде полных копий документов (отсканированное изображение (фотография) оригинала документа), с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
Под поставкой в рамках критерия "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" понимается поставка декоративных элементов уличного оформления. Итоговый рейтинг заявки, присуждаемый по нестоимостным критериям рассчитывается как сумма баллов по критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных копиях документов, сведениям указанным участником в таблицах со сведениями, такие сведения признаются недостоверными. В случае 69 наличия в представленном документе неполной информации, такой документ считается не представленным.
28.10.2021 Заказчиком опубликованы следующие изменения в конкурсную документацию:
"Представлены сведения о не менее 10 (десяти) контрактах (договорах), исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 1 О (десять) раз, и представлены подтверждающие документы" на "Представлены сведения о не менее 25 (двадцати пяти) контрактах (договорах) на поставку и (или) монтаж декоративных элементов уличного оформления, исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 15 (пятнадцать) раз, и представлены подтверждающие документы", заменить "Представлены сведения о не менее 15 (пятнадцати) контрактах (договорах), исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 15 (пятнадцать) раз, и представлены подтверждающие документы" на "Представлены сведения о не менее 50 (пятидесяти) контрактах (договорах) на поставку и (или) монтаж декоративных элементов уличного оформления, исполненных на общую сумму превышающую начальную (максимальную) цену контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме в 30 (тридцать) раз, и представлены подтверждающие документы", абзац "Сведения по показателю
"Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по поставке/выполнению работ/оказанию услуг" подтверждаются сведениями о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве дней исполнения контракта (договора) и подтверждающими эти сведения документами: копией исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов оказанных услуг (выполненных работ) и/или копий товарных накладных." заменить на "Сведения по показателю "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по поставке/выполнению работ/оказанию услуг" подтверждаются сведениями о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве дней исполнения контракта (договора) и подтверждающими эти сведения документами: копией исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копией документов об оплате, копий актов оказанных услуг (выполненных работ) и/или копий товарных накладных.", заменить "рабочих" на "специалистов привлекаемых к выполнению работ", заменить "1) Сведениями о каждом сотруднике являются: ФИО; должность; вид, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование и местонахождение учебного заведения, а также дата решения (протокола) экзаменационной (аттестационной) комиссии; общий стаж работы по должности, указанной в заявке (полных лет и месяцев); реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки). 2) Сведениями о каждом водителе/операторе являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки) или гражданско-правового договора; номер, дата выдачи документа подтверждающего квалификацию, наименование и местонахождение учебного заведения, а также номер и дата протокола экзаменационной комиссии; общий стаж работы по специальности, указанной в заявке (полных лет и месяцев).
3) Сведениями о каждом рабочем являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки или гражданско-правового договора. 4) Подтверждающими документами на каждого заявленного сотрудника являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки); копия штатного расписания участника открытого конкурса в электронной форме; форма СЗВ-М Сведения о застрахованных лицах (в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. No 83п) за последний отчетный период на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме участника открытого конкурса в электронной форме с отметкой ПФР либо с приложением квитанции о доставке отчетности в ПФР и протокола контроля сведений ПФР; копия диплома о высшем образовании. 5) Подтверждающими документами на каждого заявленного водителя/оператора специализированной техники являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки); копия документа, подтверждающего квалификацию. 6) Подтверждающими документами на каждого заявленного рабочего являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки)." на "1) Сведениями о каждом сотруднике являются: ФИО; должность; вид, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование и местонахождение учебного заведения, а также дата решения (протокола) экзаменационной (аттестационной) комиссии; общий стаж работы по должности, указанной в заявке (полных лет и месяцев); реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки). 2) Сведениями о каждом водителе/операторе являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки) или гражданско-правового договора; номер, дата выдачи документа подтверждающего квалификацию, наименование и местонахождение учебного заведения, а также номер и дата протокола экзаменационной комиссии; общий стаж работы по специальности, указанной в заявке (полных лет и месяцев).
3) Сведениями о каждом рабочем являются: ФИО; вид правоотношений (трудовые/гражданско-правовые), реквизиты (номер и дата) трудового договора и трудовой книжки или гражданско-правового договора. 4) Подтверждающими документами на каждого заявленного сотрудника являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки); копия штатного расписания участника открытого конкурса в электронной форме; форма СЗВ-М Сведения о застрахованных лицах (в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п) за последний отчетный период на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме участника открытого конкурса в электронной форме с отметкой ПФР либо с приложением квитанции о доставке отчетности в ПФР и протокола контроля сведений ПФР; копия диплома о высшем образовании с приложением. 5) Подтверждающими документами на каждого заявленного водителя/оператора специализированной техники являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки) или гражданскоправового договора; копия документа, подтверждающего квалификацию. 6) Подтверждающими документами на каждого заявленного рабочего являются: копия трудового договора и трудовой книжки (электронной трудовой книжки) или гражданско-правового договора.", заменить "1) Сведениями о каждой единице техники являются: форма права пользования оборудованием (собственность/аренда/лизинг); реквизиты документа, подтверждающего нахождение в собственности материально-технического ресурса (при наличии указанных объектов в собственности) либо реквизиты договора аренды/лизинга (при наличии указанного оборудования на правах аренды/лизинга) или реквизиты иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки в пользовании; серия и номер паспорта транспортного средства и марка, модель транспортного средства, категория транспортного средства, государственный регистрационный знак (тип, код, серия, номер). 2) Подтверждающими документами на каждую единицу материальнотехнического ресурса являются: копия инвентарной карточки учета объекта основных средств унифицированной формы ОС-6 и/либо договора купли-продажи и/либо товарной накладной или договора аренды (лизинга) материально-технического ресурса; копия паспорта транспортного средства."
на "1) Сведениями о каждой единице техники являются: форма права пользования оборудованием (собственность/аренда/лизинг); реквизиты документа, подтверждающего нахождение в собственности материально-технического ресурса (при наличии указанных объектов в собственности) либо реквизиты договора аренды/лизинга (при наличии указанного оборудования на правах аренды/лизинга) или реквизиты иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки в пользовании; серия и номер паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации машины, год выпуска, наименование (тип ТС) и марка, модель транспортного средства, категория транспортного средства, государственный регистрационный знак (тип, код, серия, номер). 2) Подтверждающими документами на каждую единицу материально-технического ресурса являются: копия инвентарной карточки учета объекта основных средств унифицированной формы ОС-6 и/либо договора купли-продажи и/либо товарной накладной или договора аренды (лизинга) с приложением акта, подтверждающего факт передачи материально-технического ресурса участнику закупки; копия паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства.", заменить "Наличие судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, отсутствие случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 1 (одного) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы." на "Наличие судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, отсутствие случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 3 (трех) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы.", заменить
"Отсутствие судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 3 (трех) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы." на "Отсутствие судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса, представлены сведения и документы о наличии у участника 5 (пяти) и более положительных отзывов/благодарственных писем, представлены сведения о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) и представлены подтверждающие документы.", абзац "Подтверждающим документом относительно случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса является декларация участника открытого конкурса в электронной форме (требования к форме такой декларации не устанавливаются).
В рамках показателя "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются исключительно положительные отзывы/благодарственные письма, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров). Положительные отзывы/благодарственные письма на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за поставку/выполнение работ/оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по показателю "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываться не будут. Если положительный отзыв/благодарственное письмо выданы на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать их как один положительный отзыв/ благодарственное письмо. Информация, содержащаяся в положительном отзыве/благодарственном письме должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор) по результатам исполнения которого они выданы, организацию выдавшую положительный отзыв/ благодарственное письмо и руководителя организации, подписавшего положительный отзыв/благодарственное письмо, в противном случае такой положительный отзыв/благодарственное письмо не будут учтены в целях начисления баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Сведениями подтверждающими наличие положительных отзывов/благодарственных писем являются: сведения о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве календарных дней исполнения контракта (договора), номер и дата документа об оплате, подтверждающими документами на каждый представленный положительный отзыв/благодарственное письмо: копия положительного отзыва/благодарственного письма, копия исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ (оказанных услуг) и/или копий товарных накладных, копии документов об оплате.
Подтверждающим документом о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) является копия утвержденного стандарта, который должен содержать следующие сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19): санитарногигиенические требования и порядок допуска работников, сведения о санитарной обработке помещений, сведения об организации питания, перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми разработан указанный стандарт, алгоритм действий в случае подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией. Под Стандартом также понимается положение, указ, распоряжение или иной правовой акт, принятый в организации и содержащий указанные сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid19)." заменить на "Подтверждающим документом относительно случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса является декларация участника открытого конкурса в электронной форме (требования к форме такой декларации не устанавливаются).
В рамках показателя "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются исключительно положительные отзывы/благодарственные письма, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров), которые заключены за период с 01.01.2019 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и оплачены государственными или муниципальными заказчиками. Положительные отзывы/благодарственные письма на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за поставку/выполнение работ/оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по показателю "Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываться не будут.
Если положительный отзыв/благодарственное письмо выданы на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать их как один положительный отзыв/ благодарственное письмо. Информация, содержащаяся в положительном отзыве/благодарственном письме должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор) по результатам исполнения которого они выданы, организацию выдавшую положительный отзыв/ благодарственное письмо и руководителя организации, подписавшего положительный отзыв/благодарственное письмо, в противном случае такой положительный отзыв/благодарственное письмо не будут учтены в целях начисления баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Сведениями подтверждающими наличие положительных отзывов/благодарственных писем являются: сведения о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) за исключением гарантийных обязательств; количестве календарных дней исполнения контракта (договора), номер и дата документа об оплате, подтверждающими документами на каждый представленный положительный отзыв/благодарственное письмо: копия положительного отзыва/благодарственного письма, копия исполненного (без неустоек) контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ (оказанных услуг) и/или копий товарных накладных, копии документов об оплате.
Подтверждающим документом о наличии у участника открытого конкурса в электронной форме разработанного и действующего стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) является копия утвержденного стандарта, который должен содержать следующие сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19): санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников, сведения о санитарной обработке помещений, сведения об организации питания, перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми разработан указанный стандарт, алгоритм действий в случае подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией. Под Стандартом также понимается положение, указ, распоряжение или иной правовой акт, принятый в организации и содержащий указанные сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19).", исключить "Под поставкой в рамках критерия "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" понимается поставка декоративных элементов уличного оформления.".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по государственным (муниципальным) контрактам и договорам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого показателя влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
На заседании Комиссии установлено, что по спорному показателю оцениваются исключительно контракты/договоры, которые заключены и исполнены с 01.01.2019 до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки, поскольку оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что, по мнению Комиссии УФАС может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемом случае отсутствием опыта исполнения работ сопоставимого характера является наличие у участника менее 25 контрактов на сумму менее 21 000 000 рублей.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по вышеуказанному показателю не направлен на выявление лучших условий исполнения контракта, а в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаны обоснованными.
2. Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 2 Технического задания конкурсной документации.
Заявитель обжалует использование тех или иных показателей при описании товаров, однако данные доводы основаны на его субъективных суждениях, не содержат указаний на несоответствие таких показателей положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией.
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки:
Для оценки Заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие показатели и значимость показателей, присуждаемая за определенное значение указанного показателя, предложенное участником открытого конкурса в электронной форме:
В рамках показателя "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" используются следующие термины: разделы описания выполняемой
работы - описание технологии выполнения работ (раздел номер 1 ), описание
контроля качества выполнения работ (раздел номер 2), описание используемого оборудования и специальных средств (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4); технология выполнения работ - совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения муниципального контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс; контроль качества выполнения работ - методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков); методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижение определенной цели; используемое оборудование и специальные средства - совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования и специальных средств, формы права пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ; необходимые трудовые ресурсы перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудовых отношений, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками,
планируемыми к привлечению при выполнении работ по контракту, на право
заключения которого проводится настоящий конкурс; этапами выполнения работ по контракту являются этап выполнение работ по поставке и монтажу декоративных элементов уличного оформления. Начисление баллов по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные,
функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость. Оценка заявки участника по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качестве выполняемых работ по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания выполняемой работы. Рейтинг по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателю, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на соответствующую указанному критерию значимость.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно данный довод жалобы является необоснованным
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Едемского Станислава Геннадьевича обоснованной в части доводов относительно установления ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2021 г. N 44-5314/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021