Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сестрорецкий технологический колледж имени С. И. Мосина" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 36570-ЭП/21 от 23.11.2021) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуг по физической охране на объектах СПб ГБ ПОУ "Сестрорецкий технологический колледж им. С. И. Мосина" по адресу: 197706, СПб, Сестрорецк, Приморское шоссе д. 280 литер А и 197706, СПб, Сестрорецк, площадь Свободы д. 4 литер А. в 2022 году (извещение N 0372200044021000032) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 08.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200044021000032.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 492 044,80 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
В соответствии конкурсной документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке установил, в том числе, следующие положения:
16.2.1. В рамках показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)": наличие у участника конкурса надлежаще исполненных контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Под услугами сопоставимого характера понимаются: оказание услуг по обеспечению физической охраны объектов (территорий).
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки, определяется по установленной заказчиком шкале.
Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: копиями контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме без штрафных санкций, а также копиями оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с условиями Контрактов (договоров), подтверждающих оказание услуг надлежащего качества.
Участник конкурса вправе воспользоваться формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", являющейся Приложением N 1 к форме "Квалификация участника конкурса".
В случае, если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) оказание услуг обеспечению физической охраны объектов (территорий), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, участник конкурса вправе представить в составе заявки только сведения о реестровых номерах соответствующих контрактов (договоров) из реестра контрактов без приложения копий документов.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий вышеуказанных документов баллы по данному критерию начисляться не будут.
16.2.2.В рамках показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)":
наличие у участника конкурса надлежаще исполненных контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Под услугами сопоставимого характера понимаются: оказание услуг по обеспечению физической охраны объектов (территорий).
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки, определяется по установленной заказчиком шкале.
Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: копиями контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме без штрафных санкций, а также копиями оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с условиями Контрактов (договоров), подтверждающих оказание услуг надлежащего качества.
Участник конкурса вправе воспользоваться формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", являющейся Приложением N 1 к форме "Квалификация участника конкурса".
В случае, если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) оказание услуг обеспечению физической охраны объектов (территорий), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, участник конкурса вправе представить в составе заявки только сведения о реестровых номерах соответствующих контрактов (договоров) из реестра контрактов без приложения копий документов.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий вышеуказанных документов баллы по данному критерию начисляться не будут.
16.2.3. В рамках показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)"
наличие у участника конкурса надлежаще исполненных контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Под услугами сопоставимого характера понимаются: оказание услуг по обеспечению физической охраны объектов (территорий).
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки, определяется по установленной заказчиком шкале.
Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: копиями контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ за период с 01.12.2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. без штрафных санкций, а также копиями оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с условиями Контрактов (договоров), подтверждающих оказание услуг надлежащего качества.
Участник конкурса вправе воспользоваться формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", являющейся Приложением N 1 к форме "Квалификация участника конкурса".
В случае, если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) оказание услуг обеспечению физической охраны объектов (территорий), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, участник конкурса вправе представить в составе заявки только сведения о реестровых номерах соответствующих контрактов (договоров) из реестра контрактов без приложения копий документов.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий вышеуказанных документов баллы по данному критерию начисляться не будут.
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "ДОЗОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2021 г. N 44-5357/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021