Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 37505-ЭП/21 от 30.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для оперативной гинекологии (3) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100034621000151. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 877 514, 83 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления противоречивых требований к закупаемым товарам, не позволяющих определить потребности Заказчика. Также податель жалобы полагает, что Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений документации. Кроме того, податель жалобы полагает, что Заказчиком установлены ненадлежащие требования к гарантийному сроку.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки
Комиссия УФАС констатирует, что объект закупки описан Заказчиком в разделе 5 документации об аукционе.
Так, при описании товарной позиции "Адаптер ультразвуковой хирургической системы, многоразового использования,N3" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Предназначен для использования у одного пациента.
Также согласно данным Заказчиком разъяснениям вышеуказанного положения документации, Заказчику требуется адаптер ультразвуковой хирургической системы для использования у одного пациента (одноразового использования).
Таким образом, исходя из требований, установленных Заказчиком к товару, в совокупности с данными им разъяснениями, следует, что Заказчику необходим адаптер одноразового использования, с другой стороны, из наименования закупаемого товара следует, что он должен быть многоразового использования.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что описание рассматриваемой товарной позиции не корреспондируется с наименованием закупаемого товара в части определения противоречивых требований к характеристикам товара, что не позволяет в достаточной степени определить потребность Заказчика и является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частями 3-4 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что 29.11.2021 Заказчиком были размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
Текст запроса: В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, просим дать разъяснения положений документации аукциона N 0372100034621000151. При описании объекта закупки для позиции 2 "Адаптер ультразвуковой хирургической системы, многоразового использования, N 3", Вы установили требование:
Поставляется стерильным. Предназначен для использования у одного пациента.
Вами указаны разночтения, а именно:
слова "многоразового использования" и "предназначен для использования у одного пациента" друг другу и не дают возможности полного представления о том какой именно товар Вы хотите использовать.
Просим дать разъяснение, что подразумевается под "многоразовым использованием".
Просим Вас привести в соответствие аукционную документацию, внеся изменения в описание товара, указав достоверные сведения, иначе мы будем вынуждены обратиться в контрольный орган о проведении внеплановой проверки.
С уважением, участник закупки.
Разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме на номер извещения 0372100034621000151 (20211119-э-3) от 19.11.2021 года:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта", расположенный по адресу: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.3, в соответствии статьей 36 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. сообщает, что Заказчику требуется адаптер ультразвуковой хирургической системы для использования у одного пациента (одноразового использования).
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из буквального толкования требований ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, информация, размещаемая в ЕИС в качестве разъяснения положений документации, не должна менять ее суть.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае размещенные разъяснения изменили суть документации, поскольку данное Заказчиком разъяснение прямо противоречит положениям документации, согласно которым, в объект рассматриваемой закупки Заказчиком включен Адаптер ультразвуковой хирургической системы, многоразового использования, что является нарушением ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование, согласно которому, срок действия гарантии, в случае её установления в контракте, должен быть подтвержден гарантией производителя и должен быть не менее срока действия гарантии производителя.
Гарантия производителя товара устанавливается в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром.
Из содержания проекта контракта, включенного в состав документации, следует, что в разделе 8 Заказчиком определены условия гарантии на закупаемый товар.
Вместе с тем, частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в документации требования к гарантии на закупаемый Заказчиком товар, в том числе, к ее срокам, не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
3. Комиссия УФАС также отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2021 г. N 44-5546/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021