Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - заявитель, ООО "Весна"), надлежащим образом извещенного уведомлением N3390-1/13 от 30.11.2021 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Весна", в присутствии представителя от Администрации Эльтаркачского сельского поселения (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N226 от 01.12.2021 года, рассмотрев жалобу ООО "Весна" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179300002421000001 "Капитальный ремонт подъездной дороги к ДОУ,СОШ , участковой больнице а.Эльтаркач, Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики" (далее - открытый конкурс в электронной форме, конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Весна" на действия заказчика при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Весна" в сфере предпринимательской деятельности. Требования, установленные в конкурсной документации, о предоставлении в качестве оценки контрактов, договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "Весна", заказчика, АО "АГЗ РТ" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Весна" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
01 декабря 2021 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Весна", согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Установленные критерии оценки соответствуют требованиям действующего законодательства и позволяют выявить наиболее квалифицированного исполнителя контракта. Требования к порядку оценки, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г. Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", определяемой по общей стоимости исполненных контрактов (договоров) участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предоставляет возможность отражения заказчиком полной информации о заключенном контракте, в том числе о его исполнении и применении к подрядчику неустоек (штрафов и пеней), что дает возможность заказчику иметь полную информацию о заключенном контракте и наличие у него соответствующего опыта. Таким образом, критерии оценки, установленные в конкурсной документации, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Рассмотрение жалобы ООО "Весна" Комиссией состоялось 02 декабря 2021 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Весна", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.10.2021 г. в 16:53 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179300002421000001 "Капитальный ремонт подъездной дороги к ДОУ,СОШ , участковой больнице а.Эльтаркач, Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики" (извещение о проведении открытого конкурса - 28.10.2021 г. в 16:53 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 315 790,00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.10.2021 г. в 16:53 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.11.2021 г. в 08:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
1. Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки.
К виду объекта капитального строительства относятся: контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства.
При оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Контракты (договоры) должны содержаться в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы.
В рамках данного показателя Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Сведения об опыте выполнения работ могут предоставляться в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной заказчиком формой (Форма N1 "Сведения о квалификации участника конкурса") и обязательно подтверждаются представлением следующих документов (или их копий):
- ранее исполненных контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов (договоров), заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- всех актов приемки выполненных работ по каждому исполненному контракту (договору), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров);
Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
В случае, если сумма выполненных работ, рассчитанная по актам приемки выполненных работ, не совпадает с ценой представленного контракта (договора), и при этом отсутствует соглашение (или иной документ, например, решение суда) об изменении цены контракта (договора), выполненные работы по такому контракту (договору) при расчете не учитываются.
Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон).
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является наибольшее значение показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Представленные документы должны содержать подписи, печати (при их наличии). Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Требования, установленные в приложении N1 к разделу 2 Информационной карты конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", определяемого по общей стоимости исполненных контрактов (договоров) участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г. Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N308-ЭС19-11278 от 11 июля 2019 года, определением Верховного суда Российской Федерации N303-ЭС20-14591 от 08 октября 2020 года.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N307-ЭС19-21226 по делу NА44-6018/2018 предусмотрено, что основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и современном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу ООО "Весна" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 3 декабря 2021 г. N 009/06/106-340/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021