На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановых проверок", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заказчик), аукционной комиссии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - аукционная комиссия заказчика) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупок способом электронного аукциона N0279100000221000106 "Поставка детских подгузников для обеспечения инвалидов в 2021 году", начальная максимальная цена контракта 217 400, 00 рублей; N0279100000221000107 "Поставка для инвалидов впитывающих простыней (пеленок), в 2021 году", начальная максимальная цена контракта 298 380, 60 рублей; N0279100000221000130 "Поставка детских подгузников для обеспечения инвалидов в 2021 году", начальная максимальная цена контракта 1 167 280, 00 рублей,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от Представительства межрегиональной общественной организации "Центр общественного контроля и мониторинга в сфере государственных закупок" в г. Москва, перенаправленная прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупок.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об
определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
1) Заказчиком в ЕИС 20.07.2021 г. в 08:35 ч. опубликован электронный аукцион N0279100000221000106 "Поставка детских подгузников для обеспечения инвалидов в 2021 году" (извещение о проведении электронного аукциона - 20.07.2021 г. 08:35 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 217 400,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 20.07.2021 г. 08:35 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2020 г. 10:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.07.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 29.07.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 2 заявки.
10.08.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" заключен государственный контракт N02791000002210001060001 на поставку детских подгузников для обеспечения инвалидов в 2021 году, на сумму 217 400, 00 рублей (далее - контракт N02791000002210001060001).
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчиком установлены ограничения для участников закупки, предусмотренные ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в
электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, ч.ч.3 или 3.1, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Инспекцией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "110266900" - обществом с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (далее - ООО "ОГИС ТРЕЙД") в составе второй части заявки подтверждено, что относится к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с п.1 ч.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ч.1 ст.4 Закона N209-ФЗ определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно п. "ж" п.1 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "ОГИС ТРЕЙД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Между тем, из сведений, представленных ООО "ОГИС ТРЕЙД" в составе второй части заявки следует, что уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в котором по отношению к другим работникам составляет 66,6%, доля труда инвалидов в фонде оплаты труда - 66,6%.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 г. (форма 4-ФСС), представленному в составе второй части заявки, среднесписочная численность работников - 3, число работающих инвалидов - 2. Согласно налоговой декларации, выручка ООО "ОГИС ТРЕЙД" за 2020 год составила 585 000 000, 00 рублей.
В соответствии с ч.2. ст.4.1 Закона N209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
В силу ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном ч.5 ст.4.1 Закона N209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем предыдущему календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч.5 - 6.4 и 7.1 ст.4.1 Закона N209-ФЗ.
Таким образом, основным признаком субъекта малого предпринимательства в контексте ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ является не наличие сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям, в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
В соответствии с п.3 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ доход хозяйственных обществ не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. рублей - для микропредприятий; 800 млн рублей - для малых предприятий; 2 млрд. рублей - для средних предприятий.
В составе второй части заявки ООО "ОГИС ТРЕЙД" представлена декларация о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства (в соответствии с критериями, установленными п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ).
Также, заказчиком в материалы проверки представлены письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве от 13.01.2021 г. N05-18/000490, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N26 по г. Москве от 18.11.2021 г. N08-06/43968 о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ООО "ОГИС ТРЕЙД" соответствует установленным условиям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на основании отчетности, зарегистрированной в Инспекции.
Учитывая изложенное, аукционная комиссия заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе действовала правомерно.
Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N304-КГ18-17273 от 25 октября 2018 года.
2) Заказчиком в ЕИС 26.07.2021 г. в 18:16 ч. опубликован электронный аукцион N0279100000221000107 "Поставка для инвалидов впитывающих простыней (пеленок), в 2021 году" (извещение о проведении электронного аукциона - 26.07.2021 г. 18:16 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 298 380,60 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.07.2021 г. 18:16 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 04.08.2020 г. 12:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 04.08.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 05.08.2021 г.
На участие в электронном аукционе была подана 1 заявка.
17.08.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной
ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" заключен государственный контракт N02791000002210001070001 на поставку для инвалидов впитывающих простыней (пеленок), в 2021 году, на сумму 298 380, 60 рублей (далее - контракт N02791000002210001070001).
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об
электронном аукционе заказчиком установлены ограничения для участников закупки, предусмотренные ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, ч.ч.3 или 3.1, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Инспекцией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "110266900" - обществом с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (далее - ООО "ОГИС ТРЕЙД") в составе второй части заявки подтверждено, что относится к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с п.1 ч.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ч.1 ст.4 Закона N209-ФЗ определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно п. "ж" п.1 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "ОГИС ТРЕЙД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Между тем, из сведений, представленных ООО "ОГИС ТРЕЙД" в составе второй части заявки следует, что уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в котором по отношению к другим работникам составляет 66,6%, доля труда инвалидов в фонде оплаты труда - 66,6%.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 г. (форма 4-ФСС), представленному в составе второй части заявки, среднесписочная численность работников - 3, число работающих инвалидов - 2. Согласно налоговой декларации, выручка ООО "ОГИС ТРЕЙД" за 2020 год составила 585 000 000, 00 рублей.
В соответствии с ч.2. ст.4.1 Закона N209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
В силу ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном ч.5 ст.4.1 Закона N209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем предыдущему календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч.5 - 6.4 и 7.1 ст.4.1 Закона N209-ФЗ.
Таким образом, основным признаком субъекта малого предпринимательства в контексте ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ является не наличие сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
В соответствии с п.3 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ доход хозяйственных обществ не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. рублей - для микропредприятий; 800 млн рублей - для малых предприятий; 2 млрд. рублей - для средних предприятий.
В составе второй части заявки ООО "ОГИС ТРЕЙД" представлена декларация о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства (в соответствии с критериями, установленными п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ).
Также заказчиком в материалы проверки представлены письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве от 13.01.2021 г. N05-18/000490, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N26 по г. Москве от 18.11.2021 г. N08-06/43968 о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ООО "ОГИС ТРЕЙД" соответствует установленным условиям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на основании отчетности, зарегистрированной в Инспекции.
Учитывая изложенное, аукционная комиссия заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе действовала правомерно.
Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N304-КГ18-17273 от 25 октября 2018 года.
3) Заказчиком в ЕИС 30.08.2021 г. в 08:07 ч. опубликован электронный аукцион N0279100000221000130 "Поставка детских подгузников для обеспечения инвалидов в 2021 году" (извещение о проведении электронного аукциона - 30.08.2021 г. 08:07 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой
государственного контракта - 1 167 280,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.08.2021 г. 08:07 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 08.09.2021 г. 12:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.09.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 09.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 2 заявки.
21.09.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" заключен государственный контракт N02791000002210001300001 на поставку подгузников детских для детей-инвалидов в 2021 году, на сумму 1 066 800,00 рублей (далее - контракт N02791000002210001300001).
1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть
заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчиком установлены ограничения для участников закупки, предусмотренные ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, ч.ч.3 или 3.1, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Инспекцией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "110484032" - обществом с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (далее - ООО "ОГИС ТРЕЙД") в составе второй части заявки подтверждено, что относится к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с п.1 ч.3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ч.1 ст.4 Закона N209-ФЗ определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно п. "ж" п.1 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "ОГИС ТРЕЙД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Между тем, из сведений, представленных ООО "ОГИС ТРЕЙД" в составе второй части заявки следует, что уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в котором по отношению к другим работникам составляет 66,6%, доля труда инвалидов в фонде оплаты труда - 66,6%.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 г. (форма 4-ФСС), представленному в составе второй части заявки, среднесписочная численность работников - 3, число работающих инвалидов - 2. Согласно налоговой декларации, выручка ООО "ОГИС ТРЕЙД" за 2020 год составила 585 000 000, 00 рублей.
В соответствии с ч.2. ст.4.1 Закона N209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
В силу ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном ч.5 ст.4.1 Закона N209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в календарном году, предшествующем предыдущему календарному году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч.5 - 6.4 и 7.1 ст.4.1 Закона N209-ФЗ.
Таким образом, основным признаком субъекта малого предпринимательства в контексте ч.4 ст.4.1 Закона N209-ФЗ является не наличие сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям, в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
В соответствии с п.3 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ доход хозяйственных обществ не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. рублей - для микропредприятий; 800 млн рублей - для малых предприятий; 2 млрд. рублей - для средних предприятий.
В составе второй части заявки ООО "ОГИС ТРЕЙД" представлена декларация о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства (в соответствии с критериями, установленными п.2 ч.1.1 ст.4 Закона N209-ФЗ).
Также заказчиком в материалы проверки представлены письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве от 13.01.2021 г. N05-18/000490, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N26 по г. Москве от 18.11.2021 г. N08-06/43968 о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ООО "ОГИС ТРЕЙД" соответствует установленным условиям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на основании отчетности, зарегистрированной в Инспекции.
Учитывая изложенное, аукционная комиссия заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе действовала правомерно.
Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N304-КГ18-17273 от 25 октября 2018 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона
от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказами,
Решила:
1. В действиях Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, аукционной комиссии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлены.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 8 декабря 2021 г. N 009/06/99-65/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021