Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
от заказчика - Андреева А.Н.
от ИП Басовой А.И. - Оганян В.С.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Администрация Курского МО СК в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Басову А.И. и указал, что ИП Басова А.И. не исполнила условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Басовой А.И. в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600021921000076 Выполнение работ по ремонту здания библиотеки муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8", назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
Между администрацией Курского муниципального района Ставропольского края и ИП Басовой А.И. по итогам аукциона в электронной форме N 0121600021921000076 (протокол от 17.05.2021 г. N 0121600021921000076) заключен муниципальный контракт N55 на выполнение работ по ремонту здания библиотеки муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8".
Согласно п. 1.1. контракта - Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту здания библиотеки муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" (далее - работы, Объект соответственно), в соответствии с утвержденным локальным сметным расчетом (Приложение к Контракту, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта), а Заказчик принимает на себя обязательства обеспечить приёмку и оплатить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом ИЛ. Контракта - Срок выполнения работ: в течение 60 календарных дней с момента подписания контракта. Контракт заключен 28 мая 2021 г., соответственно срок окончания работ - 27 июля 2021 года.
Согласно п. 4.2. (пп.4.2.5) контракта - Подрядчик обязан - выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему Контракту в соответствии с проектно-сметной документацией, в сроки, установленные в настоящем Контракте и в соответствии с графиком выполнения работ.
В свою очередь. Заказчик вправе требовать от Подрядчика, надлежащего выполнения обязательств в соответствии с требованиями настоящего контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
С момента заключения контракта Подрядчик вел работы на объекте с отставанием от графика выполнения работ, о чем неоднократно Заказчик уведомлял Подрядчика в претензионной работе.
Подрядчиком нарушен срок сдачи выполненных работ.
Заказчиком установлено, что работы проводились Подрядчиком таким образом, что их окончание становится явно невозможным в предусмотренный Контрактом срок более чем на 10 дней в сторону увеличения сроков.
На основании изложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как установила комиссия, после начала выполнения работ ИП Басовой А.И. было установлено, что локально сметный расчет составлен с нарушениями, в нем отсутствовало ряд работ, в связи с чем в локально-сетный расчет были внесены изменения, так же ИП Басовой А.И. предоставлена справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 1 230 771 руб.
Таким образом, это может свидетельствовать о том, что ИП Басовой А.И. приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, послужившим основанием для принятия решения о расторжении контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда, поскольку:
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Басовой А.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Басовой А.И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 декабря 2021 г. N РНП-26-1627
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021