Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
от заказчика - Андреева А.Н.
от ООО "ХАС" - Смоленцев А.К.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Администрация Курского МО СК в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ХАС" и указал, что ООО "ХАС" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ХАС" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600021921000052 Оказание услуг по разработке дизайн - проекта стелы на въезде в станицу Курскую Курского муниципального округа Ставропольского края, назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
Между администрацией Курского муниципального района Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью "ХАС" по итогам аукциона в электронной форме N 0121600021921000052 (протокол N 0121600021921000052 от 13 апреля 2021 г.) заключен муниципальный контракт N38 на оказание услуг по разработке дизайн - проекта стелы на въезде в станицу Курскую Курского муниципального округа Ставропольского края от 26 апреля 2021 г.
Согласно п. 1.1. контракта - Исполнитель обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по разработке дизайн - проекта стелы на въезде в станицу Курскую Курского муниципального округа Ставропольского края...
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта - Услуга должна быть оказана с момента заключения контракта по 15 июля 2021 года, в том числе, с подготовкой сметной документации с проведением проверки правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполненной сметной документации в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства".
Согласно п. 5.2. контракта - Исполнитель направляет в адрес Заказчика извещение (уведомление) о готовности услуги к сдаче, акт об оказанных услугах, счет и (или) универсальный передаточный документ (счет-фактуру) (при наличии). В случае неисполнения Исполнителем указанной обязанности Заказчик вправе приостановить приемку услуги.
В соответствии с условиями муниципального контракта и техническим заданием к контракту Исполнитель должен предоставить Заказчику следующее:
Дизайн Стеллы должен формировать пространственную скульптурную композицию, которая отражает культурно-исторические особенности станицы Курской. Дизайн стелы должен предусматривать художественную выразительность, эстетичность и надежность Стеллы.
28 сентября 2021 года от ООО "ХАС" поступили документы с актами выполненных работ (в акте указана дата муниципального контракта 05.10.2020), представлены фото-материалы с дизайн-проектом стелы, документы не прошиты, представлены в разрозненном виде.
Сметная документация с проведением проверки правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполненной сметной документации в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства" в представленных документах отсутствовала.
Данные документы были возвращены почтовым отправлением от 30.09.2021 г. Исполнителю с указанием причин отказа в приемке.
Исполнителем нарушен срок сдачи оказанных услуг. Период просрочки исполнения обязательств по контракту по состоянию на 05.10.2021 г. составил 81 день.
Исполнитель нарушил условия контракта в части сроков сдачи оказанных услуг, порядка их оказания и результата оказанной услуги (отсутствует Сметная документация с проведением проверки правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполненной сметной документации в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства").
На основании изложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как установила комиссия Ставропольского УФАС России, 28 сентября 2021 года от ООО "ХАС" поступили документы с актами выполненных работ, представлены фото-материалы с дизайн-проектом стелы, в данном случае ООО "ХАС" готово поставить заказчику товар согласно контракта.
Таким образом, это может свидетельствовать о том, что ООО "ХАС" приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, послужившим основанием для принятия решения о расторжении контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда, поскольку:
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "ХАС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ХАС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 декабря 2021 г. N РНП-26-1628
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021