Резолютивная часть оглашена
03.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" (далее - Заказчик, ГБУЗ ТГКБ N 5) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Адэль" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку предметов хозяйственного бытового назначения для учреждений Самарской области (совместные торги) (Извещение N 0142200001321010726, начальная (максимальная) цена контракта 1 503 891,40 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ ТГКБ N 5 о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Адэль" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
19.05.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001321010726 об осуществлении Закупки.
На основании электронного аукциона от 03.06.2021 г. между ГБУЗ ТГКБ N 5 и ООО "Адэль" заключен контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями Технического задания (Приложение N2 к контракту) поставка товара осуществляется с момента заключения контракта по 31 декабря 2021 г. только по заявке Заказчика, подписанной ответственным лицом Заказчика, в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
12.07.2021 г. Заказчик направил заявку на поставку товара. Срок поставки товара истек 26.07.2021 г. Товар в установленный срок не был поставлен, в связи с чем, Заказчиком была направлена претензия б/н от 03.08.2021 г. с требованием немедленной поставки товара.
Часть товара (товар по позициям Спецификации: 1 - в количестве 5000 штук, 2 - 5000 штук, 3 - 5000 штук) доставлена 26.08.2021 г., что подтверждается накладной от 09.08.2021 г. N 800. Товар по позиции 3 Спецификации в количестве 4 400 штук не доставлялся.
При приемке товара был выявлены несоответствия в товаре и условиях его поставки, в связи с чем, 27.08.2021 г. в адрес Поставщика был направлен мотивированный отказ от приемки товара с требованием замены товара в течение 5 рабочих дней, а также немедленной допоставке товара по заявке от 12.07.2021 г. (товар по позиции 3 Спецификации в количестве 4 400 штук).
Срок для устранения недостатков истек 03.09.2021 г. Недостатки не устранены, допоставка товара не осуществлена.
15.09.2021 г. в адрес Поставщика была направлена претензия с требованием об устранении нарушений условий контракта и немедленной поставки товара. Ответа на претензию не поступило.
На дату принятия решения об одностороннем отказе Поставщик не произвел поставку требуемого Заказчиком товара, при этом Поставщик был неоднократно предупрежден о последствиях недобросовестного поведения.
В связи с изложенным, Заказчиком 14.10.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
14.10.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением о вручении, а также размещено в ЕИС. 15.10.2021 г. решение направлено посредством электронной почты на адрес электронной почты Поставщика, указанный в контракте. Почтовое отправление адресатом не получено (неудачная попытка вручения).
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.11.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, заявка на поставку товара до момента поступления требования и решения об одностороннем отказе на официальную почту Общества не поступала. При этом, Поставщик в полном объеме исполнил два контракта, а также на 25% третий контракт, заключенные в рамках рассматриваемой Закупки. Продукция, указанная Обществом в заявке на участие в закупке, была оплачена Поставщику (ООО "Индиго Мед") заблаговременно.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт ненадлежащего исполнения контракта.
На дату рассмотрения обращения товар, предусмотренный контрактом, Поставщиком в полном объеме не поставлен.
Доказательств обратного Поставщиком в антимонопольный орган не представлено.
Комиссией Самарского УФАС России при изучении документов, представленных Заказчиком установлено, что на электронный адрес Общества (250664@inbox.ru) 12.07.2021 г. в 11.51 Отделом снабжения ГБУЗ СО ТГКБ N 5 направлено письмо с заголовком "Заявка на поставку товара" с приложением заявки на поставку товара. 30.08.2021 г. в 16.48 Отделом снабжения ГБУЗ СО ТГКБ N 5 на вышеуказанный адрес электронной почты Поставщика направлено письмо с заголовком "Отказ от приемки товара", содержащее следующие документы: мотивированный отказ от приемки товара, паспорт микрометра. 03.08.2021 г. на электронный адрес Поставщика сотрудником Заказчика с электронной почты направлено письмо - претензия по контракту от 22.06.2021 г. N 8/138 с требованием о немедленной поставке.
Указанные документы подписаны главным врачом медицинского учреждения.
При этом, раздел 3 Контракта "Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара" вопреки доводам Общества не содержит положений, указывающих на то, что корреспонденция, направляемая Заказчиком посредством электронной почты, должна быть отправлена с официального адреса медицинского учреждения, указанного в Контракте.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате действий (бездействий) ООО "Адэль" Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
При этом, Заказчик находясь четыре месяца в условиях работы четырех ковидных госпиталей, а с 24.09.2021 г. шести ковидных госпиталей нуждается в товаре, поставку которого обязан был обеспечить Поставщик.
Кроме того, имеется факт расторжения в одностороннем порядке контракта иным Заказчиком в связи с неисполнением ООО "Адэль" обязательств по поставке товара.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Адэль" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
В свою очередь, Заказчик настаивает на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Адэль" (ИНН 4345429704, КПП 434501001, ОГРН 1154350012475, юридический адрес: 610001,кировская область, г.Киров, ул.Красина, д.7; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе:) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Адэль", из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 декабря 2021 г. N РНП-63-459
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021