Резолютивная часть оглашена
07.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Контракт" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: поставка расходного стоматологического имущества для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" на 2021 год. (извещение N 0342100005919000345, начальная (максимальная) цена контракта - 718 059,17 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
16.08.2019 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0342100005919000345 о проведении электронного аукциона по объекту закупки: Поставка расходного стоматологического имущества для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" на 2021 год (далее - Аукцион).
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 28.08.2019 г. N0342100005919000345-3 между Заказчиком и Обществом 12.09.2019 г. заключен контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 2.3. контракта Поставщик обязуется поставлять Заказчику товар отдельными партиями в течение 10-ти рабочих дней с момента поступления заявки от Заказчика с указанием наименования и количества товара, необходимого к поставке. Заявка подается Поставщику уполномоченным представителем Заказчика в письменной форме либо с использованием электронных средств связи (факсимильным сообщением или электронным письмом) с указанием наименования и количества товара, необходимого к поставке.
08.04.2021 г. во исполнение пункта 2.3. контракта по заявке Заказчика, направленной 24.03.2021 г. на адрес электронной почты, указанный в контракте, Поставщиком осуществлена поставка товара по заявке Заказчика на общую сумму 486 726 (Четыреста восемьдесят шесть тысяч семьсот двадцать шесть) рублей 00 копеек.
Указанный товар был принят Заказчиком, что подтверждается товарной накладной от 01.04.2021 г. N111, подписанной уполномоченными представителями Заказчика и Поставщика.
19.04.2021 г. Заказчиком поставленный товар был оплачен по реквизитам, указанным в контракте (платежное поручение N 190500), однако 20.04.2021 г. платежное поручение возвращено в связи с тем, что счет получателя не найден.
Уведомлений от Поставщика о смене реквизитов для оплаты товара, а также о смене руководителя Поставщика, в адрес ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" не поступало.
06.05.2021 г. в адрес Заказчика поступило уведомление от ООО "Контракт" (исх. N 19 от 20.04.2021 г., вх. N 1634 от 06.05.2021 г.) о переуступке требований в части оплаты за поставленный товар по контракту в сумме 486 726 (Четыреста восемьдесят шесть тысяч семьсот двадцать шесть) рублей 00 копеек в адрес цессионария ООО "Алатырь" с приложением соответствующего договора уступки права требования.
Заказчиком в установленном порядке в УФК по Самарской области направлены документы на оплату товара, поставленного ООО "Контракт" в соответствии с условиями контракта, с приложением договора уступки права требования.
20.05.2021 г. из УФК поступил протокол N 12756, согласно которому платежные документы аннулируются по причине несоответствия информации о контрагенте, указанной в контракте и сведениях о бюджетном обязательстве, со ссылкой на письмо Минфина России от 03.09.2019 г. N 09-04-06/67677.
31.05.2021 г. в адрес УФК по Самарской области было направлено обращение с просьбой разъяснить правовую позицию Управления по указанному вопросу и, принимая во внимание установленную действующим законодательством Российской Федерации и контрактом ответственность Заказчика за просрочку исполнения обязательства по оплате товара, обозначить необходимые условия для осуществления Заказчиком обязанности по оплате фактически поставленного Поставщиком товара.
Согласно позиции УФК Сведение о внесении изменений в бюджетное обязательство было возвращено без исполнения в связи с тем, что наименование контрагента (поставщика) в указанном Сведении не соответствует сведениям о контрагенте (поставщике), указанном в государственном контракте, который является документом основанием (исх. N 42-13-31/06-5162 от 11.06.2021 г.).
При этом Управление обращает внимание на письма Минфина России от 03.09.2019 г. N 09-04-06/67677 и от 24.03.2020 г. N 24-03-07/22843, в которых отражена позиция по договорам уступки права требования.
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" дважды направлялись письма в ООО "Контракт" с отражением позиции УФК и информацией о готовности Заказчика незамедлительно выполнить обязательства по оплате поставленного товара в случае представления ООО "Контракт" действующих банковских реквизитов и после внесения соответствующих изменений в контракт.
Ответов на указанные письма от Поставщика в адрес ФКУЗ "МСЧ МВД России по Самарской области" не поступало.
22.09.2021 г. на адрес электронной почты, указанный в контракте, Заказчиком была направлена заявка на поставку невыбранного товара на общую сумму 116 437 (Сто шестнадцать тысяч четыреста тридцать семь) рублей 00 копеек.
Таким образом, срок поставки товара по заявке от 22.09.2021 г. не позднее 06.10.2021 г.
Однако до указанного срока Поставщик не осуществил поставку товара в аптеку Заказчика.
08.10.2021 г. на адрес электронной почты, указанный в контракте, Заказчиком было направлено уведомление о нарушении условий контракта с просьбой осуществить поставку товара в срок не позднее 13.10.2021 г. и уведомлением о последствиях нарушения условий контракта.
До 14.10.2021 г. Поставщик не осуществил поставку товара в аптеку Заказчика.
В соответствии с пунктом 2.7. контракта, нарушение срока поставки товара Поставщиком более чем на пять дней, является существенным нарушением условий контракта, и представляет Заказчику право одностороннего расторжения контракта, с возмещением убытков, в том числе связанных с закупкой товара у иного контрагента по более высоким ценам.
Учитывая длительность задержки поставки товара в рамках контракта, отсутствие информации от Поставщика о причинах нарушения условий контракта и возможных сроках поставки товара, принимая во внимание обязанность Заказчика по реализации доведенных лимитов бюджетных обязательств, руководствуясь пунктами 7.4., 7.6., контракта, Заказчиком 14.10.2021 г. было принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
14.10.2021 г. уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта было направлено Поставщику на адрес электронной почты, указанный в контракте и Почтой России по адресу регистрации Общества. 15.10.2021 г. указанное уведомление размещено в ЕИС.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.11.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Контракт" лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Пояснения ООО "Контракт" относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в Самарское УФАС России не представило.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Контракт" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что в Реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС содержится запись, свидетельствующая о нахождении сведений об ООО "Контракт" в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Контракт" (ИНН 5904369802, КПП 590401001, ОГРН 1195958000017, юридический адрес: 614007, Пермский край, г.Пермь, ул.Николая Островского, д.59, оф.614; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: Соколов Алексей Николаевич (ИНН 182810291940) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Контракт", Соколове Алексее Николаевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 декабря 2021 г. N РНП-63-465
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021