Резолютивная часть оглашена
07.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального бюджетного учреждения городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Филиппов Михаил Николаевич в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Поставка светильников светодиодных для уличного освещения (Извещение N 0342300234321000018, начальная (максимальная) цена контракта 1 020 233,50 руб.) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного учреждения городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области (далее - Заказчик, МБУ Благоустройство) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Филиппов Михаил Николаевич (далее - ИП Филиппов М.Н., Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнял обязательства, предусмотренные контрактом, в полном объеме, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
20.07.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0342300234321000018 о проведении Аукциона.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.07.2021 N0342300234321000018-3 между МБУ Благоустройство и ИП Филиппов М.Н. 10.08.2021 г. заключен контракт.
В соответствии с разделом 1 Контракта поставщик обязуется поставить светильники светодиодные для уличного освещения (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 1.1.). Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (пункт 1.2.).
Согласно пункту 3.1. Контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Луговцева, д. 20а база МБУ Благоустройство (далее - место доставки), не позднее 15.10.2021 г.
Поставка светильников осуществлена поставщиком 17.09.2021 г.
Из пункта 3.5 Контракта следует, что для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Как следует из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх.N 321 от 21.10.2021 г.), по итогам проведенной экспертизы Заказчиком были выявлены существенные несоответствия технических характеристик поставленного товара требованиям контракта. Кроме того, Поставщиком представлен не полный пакет документов, подтверждающий качество товара.
Проверив указанные доводы Заказчика, Комиссия Самарского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
21.10.2021 г. решение об одностороннем отказе размещено в реестре контрактов Единой информационной системе. 22.10.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом по юридическому адресу поставщика. Уведомление о вручении отправления адресату получено Заказчиком 17.11.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 30.11.2021 г.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пояснениям Поставщика, 17.09.2021 г. Поставщик осуществил поставку светодиодных светильников в адрес Заказчика на основании накладной N 02970026685 от 23.08.2021 г. Таким образом, Поставщик выполнил свои обязательства в полном объеме, поставив товар Заказчику в полном объеме и в сроки, установленные контрактом (без просрочки поставки).
21.09.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика отказ от приемки товара. 22.09.2021 г. Поставщиком был подготовлен ответ на отказ Заказчика принимать товар, с подробным и мотивированным несогласием с решением Заказчика не принимать товар. В указанном ответе Поставщик, в том числе предложил Заказчику провести экспертизу за свой счет и подтвердить, что поставленные светильники соответствуют всем условиям контракта (техническим, эксплуатационным, потребительским и иным характеристикам).
В свою очередь, 28.09.2021 г. Заказчик направил в адрес Поставщика повторный отказ от приемки светильников. Предложение произвести независимую экспертизу было оставлено без ответа вместе с остальными аргументированными ответами по технической части.
В связи с необоснованными, по мнению ИП Филиппов М.Н., претензиями Заказчика, Поставщик был вынужден подать исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области о признании недействительным и незаконным отказа ответчика в приемке товара и об обязании ответчика принять товар.
Кроме того, в письменных пояснения Поставщик указывает на несоответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Однако, ИП Филиппов М.Н. правом на обжалование положений документации в установленные Законом о контрактной системе сроки не воспользовался.
Вместе с тем, у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях ИП Филиппова М.Н. признаков недобросовестного поведения, которые толкуются в пользу участника закупки.
Закупаемый Заказчиком товар является технически сложным товаром, результаты независимой экспертизы ни Заказчиком, ни Поставщиком не представлены. При этом Комиссия Самарского УФАС России не обладает специальными знаниями, позволяющими сделать выводы о соответствии/несоответствии поставленного товара требованиям закупочной документации.
Заказчик участие представителя в рассмотрении обращения не обеспечил.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган не усматривает в действиях Поставщика однозначных признаков злостного и умышленного уклонения от поставки товара, требуемого Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ИП Филиппов М.Н. предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее обращений о включении ИП Филиппов М.Н. в реестр недобросовестных поставщиков от иных заказчиков в Самарское УФАС России не поступало.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Филиппов М.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об Индивидуальном предпринимателе Филиппове М.Н. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 декабря 2021 г. N РНП-63-468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021