Резолютивная часть оглашена
07.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Профи" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (бакалея) в учреждения Самарской области (совместные торги) (Извещение N 0142200001320017647, начальная (максимальная) цена контракта 965 032 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" (далее - ГБУЗ ТПД, Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Профи" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
16.10.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001320017647 об осуществлении Закупки.
На основании Протокола подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 16.11.2020 NППИ1 между Заказчиком и Обществом 27.11.2020 г. заключен контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта товар Заказчику или Получателю поставляется с 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г., в рабочие дни с 8-30 до 14-00 партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика или Получателя на поставку Товара.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта заявка направляется Заказчиком или Получателем не позднее чем за 2 (два) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах сроков, установленных пунктами 3.1 и 11.1 настоящего Контракта.
Из пунктов 4.1.1, 4.1.2 Контракта следует, что Поставщик обязуется поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно- эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным Контрактом.
По состоянию на 01.11.2021 г. Поставщиком не поставлен/частично не поставлен следующий товар:
- 21.05.2021 г. - заявка не исполнена полностью - масло растительное 20 коробок по 1 л.;
- 02.06.2021 г. - заявка исполнена не полностью - не поставлены: паштет мясной - 400 кг, рис-5 кг, икра кабачковая - 118,4 кг, крупа ячневая - 40 кг, крупа пшеничная - 120 кг, масло растительное - 416 л.;
- 07.06.2021 г. - заявка не исполнена полностью: салат из морской капусты- 9,4 кг, масло растительное - 500л., паштет - 359,68 кг, фасоль - 79, 96 кг, чай - 30 кг, икра кабачковая 300 кг, огурцы консервированные - 150л., рис - 5 кг., гречка - 167,5 кг, крупа пшеничная120 кг, крупа ячневая - 40 кг.;
- 10.06.2021 г. - заявка не исполнена полностью: салат из морской капусты- 9,4 кг, масло растительное - 500л., паштет - 359,68 кг, фасоль - 15,28 кг, чай - 50 кг, икра кабачковая - 645,73 кг, огурцы консервированные - 84,6 л., рис - 5 кг., гречка - 167,5 кг, крупа пшеничная - 120 кг, крупа ячневая - 40 кг.;
- 11.06.2021 г. - - заявка не исполнена полностью: салат из морской капусты- 9,4 кг, масло растительное - 500л., паштет - 359,68 кг, фасоль - 15,28 кг, чай - 50 кг, икра кабачковая - 645,73 кг, огурцы консервированные - 84,6 л., рис - 5 кг., гречка - 167,5 кг, крупа пшеничная - 120 кг, крупа ячневая - 40 кг.;
- 22.06.2021 г., 23.06.2021 г,24.06.2021 г.,25.06.2021 г.,28.06.2021 г.,29.06.2021 г. - заявка не исполнена полностью: салат из морской капусты- 0,16 кг, масло растительное - 886,7л., паштет - 359,68 кг, фасоль - 15,28 кг, чай - 88 кг, икра кабачковая - 564,13 кг, огурцы консервированные - 84,6 л., рис - 5 кг., гречка - 14,5 кг, крупа пшеничная - 120 кг, крупа ячневая - 40 кг.;
- 30.06.2021 г. - заявка исполнена не полностью: масло растительное - 886,7л., паштет мясной - 195,52 кг, чай -88 кг, фасоль - 15,28 кг, крупа пшеничная-3 кг, икра кабачковая -564, 13 кг.;
Таким образом, в ходе исполнения Контракта образовалась неоднократность просрочки поставки Товара, что подтверждается актами поставки, приемки продуктов.
Согласно пункту 4.4.6. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенными обстоятельствами, Заказчиком 01.11.2021 г. принято решение об одностороннем расторжении контракта, заключенного с ООО "Профи".
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
02.11.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением о вручении, посредством электронной почты, а также размещено в ЕИС. Почтовое отправление вручено адресату 16.11.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.11.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, в течение срока действия Контракта в срок до 31 июля 2021 г. Заказчик нарушал порядок приемки товара, предусмотренный пунктом 3.4 Контракта, а именно: не направлял в адрес Поставщика мотивированные отказы, претензии и иные документы, подтверждающие нарушение со стороны Поставщика условий Контракта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11.1 Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.07.2021 г. (включительно).
Таким образом, по мнению Общества, по общему правилу истечение срока действия договора поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 01.11.2021 г., то есть за пределами срока действия Контракта.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт ненадлежащего исполнения контракта. На дату рассмотрения обращения товар, предусмотренный контрактом, Поставщиком в полном объеме не поставлен.
Из материалов обращения следует, что 27.07.2021 г. в адрес ООО "Профи" Заказчиком почтовой связью направлена претензия в связи с ненадлежащим исполнениям Поставщиком обязательств по контракту. Письмо адресатом не получено.
Таким образом, довод Общества о непроведении Заказчиком претензионной работы опровергается представленными Заказчиком документами.
Согласно пункту 11.1. Контракта контракт вступает в силу с даты его заключения обеими сторонами и действует по 31.07.2021 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения сторонами. Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств по настоящему контракту.
При этом, само по себе окончание срока действия государственного (муниципального) контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Профи" лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Профи" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что в Реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС содержатся записи, свидетельствующие о нахождении сведений об ООО "Профи" в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Профи" (ИНН 6323108482, КПП 632401001, ОГРН 1086320013900, юридический адрес: 445035, Самарская область, г.Тольятти, ул.Базовая, д.46, помещ.9; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Финтушал Элла Григорьевна (ИНН 634501453773), участнике/учредителе: Шклярик Ирина Григорьевна (ИНН 634507078832) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, участнике/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 декабря 2021 г. N РНП-63-467
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021