Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "КГБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мега" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли здания поликлиники ГБУЗ ПК "Краснокамская ГБ" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 1 (изв. N 0156200009921000291),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009921000291 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания поликлиники ГБУЗ ПК "Краснокамская ГБ" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 1. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 873 020,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "Мега" заключен контракт N 0156200009921000291 на сумму 11 873 020,00 руб.
В связи с тем, что работы не выполнены Подрядчиком в регламентированный контрактом срок, выполнялись настолько медленно, что обязательства не могли быть исполнены Подрядчиком в установленный контрактом срок, 29.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 8.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 29.10.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), отправлено электронной почтой, 01.11.2021 г. решение направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением. 12.11.2021 г. решение вручено представителю Подрядчика лично. 12.11.2021 г. - дата надлежащего уведомления ООО "Мега". Решение Заказчика вступило в силу 23.11.2021 г.
Вместе с тем 02.11.2021 г. Подрядчиком также было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Упомянутое решение было отозвано Подрядчиком 19.11.2021 г. При этом в упомянутом решении Подрядчик указал, что оставляет за собой право дезавуировать данный отзыв немедленно при получении информации о том, что в действительности Заказчиком были даны притворные обещания Подрядчику и совершены мнимые действия, направленные на введение Подрядчика в заблуждение с целью причинения ему вреда.
21.11.2021 г. Подрядчик воспользовавшись данным правом, отозвал отзыв решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.11.2021 г.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрена возможность сторон отказаться от отзыва решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В связи с этим, довод Подрядчика о том, что решение ООО "Мега" об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.11.2021 г. является действующим в связи с отзывом отзыва данного решения основан на неверном толковании законодательства.
Комиссия приходит к выводу о том, что контракт расторгнут по решению Заказчика об одностороннем отказе от его исполнения от 29.10.2021 г.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ч.1 ст.708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с ч.2 ст.715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить Капитальный ремонт кровли здания поликлиники ГБУЗ ПК "Краснокамская ГБ" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 1". (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Срок начала выполнения работ: 16.06.2021 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 30.09.2021 г.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять объект в работу по акту приема-передачи Объекта;
4.4.3. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ;
4.4.6. В течение 10 дней с даты заключения Контракта. Согласовать с Заказчиком график производства работ, являющийся Приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью, с указанием последовательности выполнения работ, в календарных днях.
4.4.7. Соблюдать сроки выполнения работ, своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.8. Информировать Заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников Подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны Подрядчику;
4.4.11. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.14. Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые влияют на обеспечение безопасной эксплуатации конструктивных элементов и не обеспечивают их дальнейшую безопасную эксплуатацию, либо создают невозможность своевременного завершения работ.
В приложении N 5 к контракту утвержден график выполнения работ по объекту. В соответствии с данным графиком, дата начала работ - 16.06.2021 г., дата окончания работ - 10.11.2021 г.
Согласно п.2 графика, в срок с 01.08.2021 г. по 26.09.2021 г. Подрядчик должен был произвести работы по демонтажу шлака, вывозу мусора.
Актами от 21.10.2021 г. и 29.10.2021 г. представители Заказчика и организации, осуществляющей строительный контроль, зафиксировали неисполнение работ по вывозу мусора и демонтажу шлака в полном объеме.
Более того, актами о контроле выполненных работ Заказчиком зафиксировано, что с 17.09.2021 г. по 29.10.2021 г. работы не проводились, кроме 29.09.2021 г., 30.09.2021 г., 01.10.2021 г., 20.10.2021 г. Работы велись одним работником.
В связи с изложенным, 29.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно пояснениям представителя Подрядчика, 16.06.2021 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо с приказом о назначении ответственного на объекте, 24.06.2021 г. - письмо с приказом по техничке безопасности и охране труда.
Подрядчик также пояснил, что представитель ООО "Мега" неоднократно прибывал на объект для его приемки, но не был допущен на объект. Акт приема-передачи объекта составлен Заказчиком 14.07.2021 г.
ООО "Мега" направило в адрес Заказчика письмо с замечаниями к акту и требованием скорректировать акт приема-передачи. Исправленный акт получен представителем Подрядчика 28.07.2021 г., подписан сторонами 29.07.2021 г.
05.08.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика на согласование график выполнения работ, а также уведомил Заказчика о завершении подготовительного этапа и о начале работ по демонтажу.
График выполнения работ согласован Заказчиком только 17.09.2021 г.
Вместе с тем, Подрядчик вел подготовительную работу к исполнению настоящего контракта, а именно:
- заключен контракт с субподрядчиком ИП Маматовым М.М. N06/2021 от 01.07.2021 г. на демонтаж и вывоз мусора,
- закуплены материалы, необходимые для выполнения работ.
Письмом от 15.10.2021 г. ООО "Мега" сообщил Заказчику о завершении работ по демонтажу и вывозу шлака.
Вместе с тем, при приемке выполненных субподрядчиком ИП Маматовым М.М. работ, Обществом было установлено, что объем работ по вывозу мусора значительно превышает объем работ, установленным в локально-сметном расчете, о чем Подрядчик уведомил Заказчика и представителя организации, осуществляющей строительный контроль.
ООО "Мега" и ИП Маматовым М.М. подписано дополнительное соглашение к договору N06/2021 от 01.07.2021 г., в соответствии с которым объем работ по вывозу мусора был увеличен.
Упомянутые работы завершены субподрядчиком и приняты ООО "Мега" 21.11.2021 г., то есть после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Помимо прочего, ООО "Мега" заключен договор подряда с ИП Спешиловым К.В. N87 от 22.09.2021 г на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения объекта.
В соответствии с товарной накладной N685 от 18.10.2021 г. на объект доставлено 50% от необходимого объема обработанных лесоматериалов (обрешетка).
Представитель Подрядчика пояснила, что при выполнении работ Подрядчиком было установлено, что материалы, указанные в локально-сметном расчете противоречат положениям Проектной документации, не могут быть применены при выполнении работ по настоящему контракту.
18.10.2021 г. Подрядчик уведомил Заказчика о вышеизложенном факте и направил письмо о согласовании замены материалов. Подрядчик также сообщил о приостановке работ до решения вопроса с согласованием материалов, необходимых к применению при выполнении работ. Как следует из пояснений представителя Подрядчика, ответ Заказчика Обществом получен не был.
Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что при выполнении работ Подрядчику следовало руководствоваться положениями проектной документации и локального сметного расчета, по мнению Заказчика противоречия в упомянутых документах отсутствуют.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком вступило в силу ранее аналогичного решения Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ООО "Мега" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Мега" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 декабря 2021 г. N РНП-59-513
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021