Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Интра-Ортопедия" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов на всю ногу (в индивидуальной комплектации) для обеспечения в 2021 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000221000063),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000221000063 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению аппаратов на всю ногу (в индивидуальной комплектации) для обеспечения в 2021 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 744 430,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
14.04.2021 г. между Заказчиком и ООО "Интра-Ортопедия" заключен контракт N 325 на сумму 539 711,75 руб.
В связи с тем, что работы не выполнены Подрядчиком в регламентированный контрактом срок, не предоставлены документы, предусмотренные контрактом, 11.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 8.5 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 14.10.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением.
Поскольку Заказчиком не получено подтверждение о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления о вручении решения Подрядчику или информация об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления считается 14.11.2021 г. Решение Заказчика вступило в силу 24.11.2021 г.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ч.1 ст.708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
2.1. В соответствии с настоящим Контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по изготовлению для Получателей протезно-ортопедических изделий, предусмотренных Техническим заданием и иными положениями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
4.1. Настоящий Контракт считается заключенным и вступает в силу с момента размещения в единой информационной системе и действует по 30 сентября 2021 года.
3.2. Расчеты (платежи) по настоящему Контракту осуществляются Заказчиком, в рублях по безналичному расчету в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта выполненных работ (по форме, приведенной в Приложении N 5 к настоящему Контракту) при условии получения счета и надлежащим образом оформленных отчетных документов (Акта сдачи-приемки работ Получателем (по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему Контракту), Реестра выполненных работ (по форме, приведенной в Приложении N 4 к настоящему Контракту), Спецификации протезно - ортопедического изделия (по форме, приведенной в Приложении N 8 к настоящему Контракту), отрывного талона к Направлению, копий документов, подтверждающих полномочия представителя Получателя и др.).
5.1. Исполнитель обязан:
5.1.1. Выполнить работы по настоящему Контракту и передать их результат (протезно-ортопедические изделия) непосредственно Получателям, имеющим Направление Заказчика.
Срок выполнения работ по настоящему Контракту: в течение 30-ти (Тридцати) дней с момента обращения Получателя к Исполнителю с направлением Заказчика.
5.1.2. Место выполнения работ: Российская Федерация. Снятие мерок, примерка и выдача аппаратов на всю ногу (в индивидуальной комплектации) должны осуществляться в специализированном помещении на территории города Перми, либо по месту жительства Получателей (по согласованию с Получателями).
5.1.4. Передавать Заказчику документы, предусмотренные п. 3.2. настоящего Контракта, не позднее 15 (Пятнадцати) дней со дня получения Получателем протезно-ортопедического изделия.
5.1.9. Получать Списки, предоставляемые Заказчиком не позднее 15 и (или) 28 числа каждого месяца со дня подписания настоящего Контракта (с указанием ФИО, адреса местожительства Получателя, количества протезно-ортопедических изделий) контактного телефона (при наличии)) под подпись уполномоченного лица Исполнителя (либо почтой). Списки передаются Исполнителю по мере поступления заявлений от Получателей.
5.2. Заказчик обязан:
5.2.1. Выдать Направления Получателям. Указать в Направлениях адрес и телефон Исполнителя.
5.2.2. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. N 439-н Заказчик обязан указать в Направлении срок его действия, который должен быть не позднее 30 августа 2021 года.
5.2.3. Предоставлять Исполнителю Списки Получателей, которым Заказчиком выданы Направления на обеспечение их протезно-ортопедическими изделиями (с указанием ФИО, адреса местожительства Получателя, количество протезно-ортопедических изделий, контактного телефона (при наличии)) под подпись уполномоченного лица Исполнителя (либо почтой), по мере поступлений заявлений от Получателей, не позднее 15 и (или) 28 числа каждого месяца со дня подписания настоящего Контракта.
5.2.6. В случаях осуществления Заказчиком контроля выдачи протезно-ортопедических изделий Получателям, оформлять результаты контроля в виде протокола и подписывать его представителем Заказчика, Исполнителя, Получателем либо законным представителем Получателя, либо представителем Получателя по доверенности, оформленной надлежащим образом.
7.1. Срок приемки выполненных работ, в соответствие с пунктом 5.2.7. настоящего Контракта.
При передаче результата работ Получателю Исполнитель оформляет Акт сдачи-приемки работ Получателем (Приложение N 2 к настоящему Контракту), который подписывается Исполнителем и Получателем, либо законным представителем Получателя, либо представителем Получателя по доверенности, оформленной надлежащим образом, а также Спецификацию протезно - ортопедического изделия (Приложение N 8 к настоящему Контракту).
Указанные документы оформляются в 3-х (Трёх) экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя.
Акт сдачи-приемки работ, не содержащий претензий к качеству работ, подтверждает передачу работ надлежащего качества.
В случае отказа Получателя от предложенного протезно-ортопедического изделия Исполнитель заполняет соответствующую часть указанного Акта.
7.2. Датой выполнения работ по настоящему Контракту является дата подписания Исполнителем и Получателем Акта сдачи-приемки работ Получателем (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
7.3. Документом, подтверждающим приемку выполненных работ, переданных Получателю, является Акт выполненных работ (по форме, приведенной в Приложении N 5 к настоящему Контракту). Акт выполненных работ (по форме, приведенной в Приложении N 5 к настоящему Контракту) подписывается Заказчиком в течение 30-ти (Тридцати) дней со дня предоставления Исполнителем указанного акта, счета и надлежащим образом оформленных отчетных документов, поименованных в п. 3.2 настоящего Контракта. При наличии замечаний, Заказчиком в этот же срок составляется и направляется в адрес Исполнителя мотивированный отказ от подписания Акта выполненных работ (по форме, приведенной в Приложении N 5 к Контракту).
В соответствии с приложением N1 к контракту Подрядчику необходимо выполнить работы по изготовлению аппарата на всю ногу в количестве 3 штук.
04.05.2021 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлена информация о Получателях аппаратов на всю ногу (исх.N 10-16/10-2653).
07.07.2021 г. в адрес ООО "Интра-ортопедия" Заказчиком направлено письмо (исх.N 10-16/10-4282), согласно которому Заказчиком проведен мониторинг выполнения обязательств Подрядчика по контракту, в результате которого было установлено, что протезно-ортопедические изделия, а именно аппараты на всю ногу не были изготовлены и не переданы Получателям.
Комиссия отмечает, что упомянутый мониторинг проводился Заказчиком путем телефонного обзвона Получателей), протокол, предусмотренный п.5.2.6 контракта не составлялся, сторонами не подписывался.
02.09.2021 г. Заказчиком направлено письмо в адрес ООО "Интра-Ортопедия" (исх.N 10-16/10-5552), согласно которому Заказчиком проведен повторный мониторинг, изделия также не поставлены Получателям. Мониторинг также произведен путем телефонного обзвона без составления соответствующего протокола.
На основании изложенного, поскольку у Заказчика отсутствовали сведения об исполнении контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика не направлены документы, предусмотренные п. 5.1.4 контракта, 11.10.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, 23.11.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх.N 698), согласно которому Подрядчик уведомил Заказчика об устранении нарушений, послуживших основанием для расторжения настоящего контракта, а именно Обществом были изготовлены аппараты на всю ногу в полном соответствии с требованиями Технического задания.
В материалы обращения также предоставлено письмо Заказчика исх.N 10-16/10-7484 от 25.11.2021 г., согласно которому 23.11.2021 г. на адрес электронной почты Учреждения поступили скан-копии документов от ООО "Интра-ортопедия", а именно: счет N621 от 19.11.2021 г. акт выполненных работ, акты об исполнении контракта, реестр выполненных работ. Акты сдачи-приема работ Получателями Подрядчиком не предоставлены.
Заказчиком вновь произведен телефонный обзвон Получателей, согласно которому аппараты не поставлены.
Комиссия отмечает, что материалы обращения не содержат документальных подтверждений неисполнения Подрядчиком обязательств по контракту, неоспоримых доказательств недобросовестности Общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком вступило в силу ранее аналогичного решения Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ООО "Интра-ортопедия" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Интра-ортопедия" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 декабря 2021 г. N РНП-59-515
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021