Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Администрации Косинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Каримове Р.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт участка дороги по ул. Октябрьская в с. Коса (от ул. Ленина до ул. Электриков) (изв. N 0156600038621000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600038621000007 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт участка дороги по ул. Октябрьская в с. Коса (от ул. Ленина до ул. Электриков).
Начальная (максимальная) цена контракта - 429 170,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.03.2021 г. между Заказчиком и ИП Каримовым Р.А. был заключен контракт на ремонт участка дороги по ул. Октябрьская в с. Коса (от ул. Ленина до ул. Электриков) на сумму 259 854,15 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК - 39,5 %.
Однако, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 10.11.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по РЕМОНТУ УЧАСТКА ДОРОГИ ПО УЛ. ОКТЯБРЬСКАЯ В С. КОСА (ОТ УЛ. ЛЕНИНА ДО УЛ. ЭЛЕКТРИКОВ) (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), в соответствии со сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ до 30 августа 2021 г
1.4. Место выполнения работ УЧАСТОК ДОРОГИ ПО УЛ. ОКТЯБРЬСКАЯ В С. КОСА (ОТ УЛ. ЛЕНИНА ДО УЛ. ЭЛЕКТРИКОВ)
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ на объекте своевременно и надлежащим образом, в соответствии со сметными расчетами стоимости работ
4.4.2. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
4.4.3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Подрядчик, создающий рабочие места на территории выполнения работ на срок более одного месяца, обязан зарегистрировать в территориальных налоговых органах обособленное подразделение организации в течение одного месяца с момента заключения Контракта.
После регистрации обособленного подразделения в территориальных налоговых органах Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней представляет Заказчику уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
При отсутствии признаков обособленного подразделения организации, в том числе при выполнении работ полностью силами субподрядчика, Подрядчик представляет Заказчику документы, подтверждающие отсутствие необходимости регистрации Подрядчиком обособленного подразделения организации.
4.4.4. Представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту, а также копии отчетных документов, разрабатываемых Подрядчиком по Контракту в том состоянии, в котором данные отчетные документы находятся на момент поступления Подрядчику запроса.
4.4.5. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему Контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ.
4.4.6. Нести в полном объеме ответственность за материальный ущерб, порчу имущества Заказчика, возникшие в результате выполнения работ по вине Подрядчика.
4.4.7. Обеспечить устранение за свой счет выявленных недостатков выполненных работ, не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления Заказчика, если более длительный срок не установлен Заказчиком в данном уведомлении.
4.4.8. Приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество выполненных работ или создать невозможность их выполнение в установленный настоящим Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику не позднее дня следующего за днем обнаружения таких обстоятельств.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.2. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
7.5. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: в соответствии с Гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 12 ст.95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 10.11.2021 г.
15.11.2021 г. уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке направлено Подрядчику заказным письмом, а также размещено в ЕИС.
17.11.2021 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Подрядчик лично получил решение об одностороннем отказе, что подтверждается копией решения, подписанного Подрядчиком 17.11.2021 г.
29.11.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
29.11.2021 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из обращения Заказчика следует, что по состоянию на 10.11.2021 г. Подрядчик своих обязательств не исполнил, тем самым нарушил п. 1.3 и иные условия Контракта.
Неисполнение обязательств Подрядчика выразилось в том, что Подрядчиком не были устранены нарушения, выявленные в ходе приемки работ, что привело к нарушению сроков, установленных Контрактом.
03.09.2021 г. в связи с тем, что Подрядчик не выполнил обязательства по Контракту, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.09.2021 г. Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта было отменено в связи с поступлением от Подрядчика уведомления о завершении работ на объекте.
11.10.2021 г. Заказчиком в рамках приемки выполненных работ по ремонту участка дороги по улице Октябрьская (от улицы Ленина до улицы Электриков) у Подрядчика установлено, что ремонт представленного к приемке отремонтированного участка автодороги произведен неудовлетворительно. Подрядчику были указаны недостатки выполненных работ, установлен срок для устранения недостатков - до 01.11.2021 г., что подтверждается копией акта приемки выполненных работ от 12.10.2021 г.
01.11.2021 г. Заказчик повторно осуществил выход на участок автодороги в рамках которого установлено, что установленные ранее недостатки не устранены Подрядчиком, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 01.11.2021 г.
В адрес Подрядчика направлялись уведомления с требованием приступить к работам: письмо N 2999 от 23.06.2021 г., письмо N 3177 от 09.07.2021 г., письмо N 3252 от 19.07.2021 г.
Подрядчик в своих пояснениях указал, что Заказчиком были допущены ошибки при составлении технического задания и сметы. По факту выхода на объект Подрядчиком обнаружены существенные расхождения: фактически объем завезенного ПГС оказался на 40 % больше, о чем, по мнению Подрядчика, была в курсе представительница Заказчика, которая производила фотофиксацию работ.
Таким образом, Подрядчик полагает, что Заказчик не обеспечил надлежащих условий для исполнения Контракта, не предпринял действий по урегулированию разногласий, что повлекло невозможность выполнения работ.
Также Подрядчик указывает, что в смете не были учтены дополнительные работы: демонтаж двух старых труб, прочистка и их установка на новое место. Указанные работы были выполнены, Заказчик поставлен в известность.
В материалы обращения также представлены фотографии, свидетельствующие о ведении работ, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Кванта" предпринимало попытки к исполнению контракта.
Также, Комиссия отмечает, что ИП Каримов Р.А. за 2021 год надлежащим образом исполнило 3 Контракта. Следовательно, ИП Каримов Р.А. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин не исполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно качества выполненных работ и последующего принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод о качестве предоставленного Обществом товара.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Поскольку материалы обращения не содержат достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Подрядчика вины, Комиссия приходит к выводу, что документы, предоставленные Заказчиком, не могут достоверно и неопровержимо свидетельствовать о неустранимости выявленных Заказчиком недостатков, следовательно, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для признания в действиях Подрядчика наличия признаков недобросовестности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что вина Подрядчика не является доказанной, пришла к выводу о том, что сведения о Подрядчике не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Каримове Р.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 декабря 2021 г. N РНП-59-516
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021