Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, П.М. Зинкеева, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Обшества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" на действия уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона "Оказание услуг по охране объектов заказчика (физическая охрана)" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи при участии представителя заказчика - Сачек Л.Р., представителя ООО "Охранное агентство Эльбрус" Масол И.А. Податель жалобы, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы участие представителя не обеспечил .
Из содержания жалобы следует, что Заказчик незаконно установил в документации требование о необходимости использования охранниками победителя закупки при оказании охранных услуг конкретных видов и типов оружия Заказчик вменяет Исполнителю безвозмездное оказание 3 (третьего) вида охранных услуг и готов оплатить, только услуги постовой физической охраны. Заказчик незаконно установил требование о том, что в составе группы быстрого реагирования (ГБР) должно быть не менее 3 (Трех) охранников. Заказчик незаконно установил в документации требование о эксплуатации в процессе охраны источников ионизирующего излучения.
Заказчиком представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в составе аукционной документации.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком, были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона частным охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким видами услуг являются:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 указанного Закона.
Согласно Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Заказчиком применены следующие коды КТРУ:
Код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000003 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
Характеристики услуги:
Использование мобильной группы: да.
Использование специальных средств: да.
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: да.
Наличие оружия у сотрудников охраны: да.
Код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000009 Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг).
Использование мобильной группы: да.
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: да.
Принадлежность технических средств охраны: Исполнителя.
Технические средства охраны на объекте: Технические средства охранной сигнализации.
При подготовке конкурсной документации Заказчик руководствовался типовым контрактом на оказание охранных услуг (утв. Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149) и Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг (утв. Приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45). Применение типового контракта обязательно, если закупается оказание охранных услуг по кодам позиции КТРУ от 80.10.12.000-00000001 до 80.10.12.000-00000013.
Согласно типовому контракту на оказание охранных услуг в разделе 2 "Взаимодействие Сторон" предусмотрено в т.ч.:
"2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. Оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию <4>.
<4> В случае исполнения обязанностей работниками Исполнителя со служебным огнестрельным оружием в Техническом задании указываются виды, типы, модели и количество оружия.".
В соответствии с действующим законодательством, в т.ч. Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" и с условиями типового контракта в Техническом задании конкурсной документации Заказчиком указано следующее:
"8. Требования к служебному оружию, специальным средствам и иным техническим средствам, необходимым для оказания услуг, а так же установленные значения их показателей.
Используемое исполнителем оружие должно быть предназначено для оказания услуг охраны, снаряжено боеприпасами в соответствии с ёмкостью используемых магазинов, и строго соответствовать требованиям, и ограничениям, установленным к служебному оружию Федеральным законом от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".
Оружие должно быть сертифицированным в установленном законом порядке, сертификат соответствия на используемое исполнителем оружие должен быть действующим.
На момент начала и во время оказания услуг охраны оружие исполнителя должно быть зарегистрировано в органах внутренних дел, что должно быть подтверждено выданным исполнителю действующим разрешением на хранение и использование этого оружия.
Ношение огнестрельного длинноствольного оружия (при использовании сотрудниками охраны исполнителя в составе группы быстрого реагирования) осуществляется в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленным на предохранитель (при наличии).
Ношение огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж (при оказании услуг вооруженной охраны сотрудниками охраны исполнителя на охраняемом объекте) - в кобуре в аналогичном виде.
Согласно пункту 8 технического задания вид оружия, тип оружия, модель оружия Определяется Исполнителем самостоятельно
Таким образом, охранники могут быть вооружены любым видом оружия, предусмотренного "Перечнем видов вооружения частных охранников", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, при этом в соответствии с Законом об оружии используется:
- для услуг вооруженной охраны - сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:
огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
- для самообороны - сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
а) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства;
б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;
в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России.
В Положении о лицензировании частной охранной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498), на которое ссылается податель жалобы, в п. 5 перечислены лицензионные требования при осуществлении охраны, а именно:
"а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее одного года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилетов и шлемов защитных) ".
При этом в соответствии с п. 12 указанного Положения для получения лицензии дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 11 Положения, руководитель соискателя лицензии подает заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:
"а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;
в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;
г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств;
е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки;
ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам;
з) опись прилагаемых документов.".
Таким образом, в Положении о лицензировании частной охранной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498), на которое ссылается податель жалобы, не установлено требование к численному составу мобильной группы (ГБР).
В Техническом задании конкурсной документации Заказчиком указано следующее:
"Для оказания услуг реагирования на сигнальную информацию кнопки тревожной сигнализации (КТС) Исполнитель должен иметь собственные вооруженные группы быстрого реагирования на территории города Красноярска;
В составе собственной группы быстрого реагирования, прибывающей по сигналу тревоги, должно быть не менее 3 (трёх) сотрудников Исполнителя (водитель и 2 (два) охранника, вооруженные служебным огнестрельным оружием и специальными средствами (жилет защитный, шлем защитный и наручники), со средствами связи. Время прибытия на объект по сигналу тревоги - не более 15 мин.".
Техническим заданием конкурсной документации предусмотрено использование при оказании услуг технических средств обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте, а именно стационарной рентгено-телевизионной установки конвейерного типа (интроскопа) Исполнителя для пресечения проноса запрещенных предметов на объект охраны на двух постах:
Пост N3 (Стационар), г. Красноярск, ул. Коломенская, д. 26, пом. 1;
Медицинский центр СФУ, г. Красноярск, пр-кт Свободный, д. 82, стр. 13.
Требования к закупаемым охранным услугам с использованием интроскопов продиктованы потребностью Заказчика, т.к. безопасность работников Заказчика, пациентов, иных посетителей, недопущение внесения в помещения Заказчика запрещённых предметов имеет решающее значение.
Согласно статье 15.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной, при этом, виды охранных услуг, установлены статьей 3 указанного закона, из которой следует, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, в который включены следующие средства охраны:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения.
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа.
4. Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте.
5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Согласно пункту 3 статьи 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право, в том числе производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество.
Таким образом, учитывая функциональные возможности и назначение оборудования "Интроскоп" (в том числе тот факт, что фактически интроскоп является техническим средством, позволяющим обнаружить предметы и вещества, ограниченные в обороте), с помощью интроскопов частные охранные организации имеют возможность проведения процедуры "осмотр", право на проведение которой предусмотрено в пункте 3 статьи 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.
В аукционной документации установлены требования к закупаемым охранным услугам с использованием интроскопов с учетом собственной потребности заказчика, в которой решающее значение имеет безопасность работников заказчика и посетителей его зданий и помещений, недопущение внесения в помещения заказчика запрещённых предметов, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
Признать жалобу Обшества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 декабря 2021 г. N 024/06/105-2976/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021