Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Силичева М.В. - Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заказчика - Маматова Т.В. по доверенности N47 от 30.11.2021 г.
от уполномоченного органа - Клубкова А.П. по доверенности N2 от 11.01.2021 г.
от заявителя - по средству видеоконференцсвязи Панченко В.А. по доверенности N177 от 17.08.2021 г.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" (ИНН 7717768215) на документацию утвержденную - Государственным казенным учреждением ''Центр государственных закупок Сахалинской области'' при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка эндоскопического видеоцентра" (извещение N 0361200015021006520). (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
25.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба общество с ограниченной ответственностью "Швабе - Москва" на положения документации аукционной комиссии которая по их мнению, нарушила положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) а именно не согласен с признанием его заявки несоответствующей требованиям, поскольку представленные документы в подтверждение опыта в полной мере соответствуют требованиям, установленным в документации об аукционе, а также положениям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомление N05-4459 от 25.11.2021 г. рассмотрение жалобы по существу назначено на 01.12.2021 в 11 часов 00 минут.
Представитель заказчика на заседание Комиссии представил письменные и устные пояснения по существу жалобы, согласно которым считает ее необоснованной.
Комиссия Сахалинского УФАС России проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
17.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и сайте Единой электронной торговой площадке (АО "ЕЭТП") опубликованы извещение о проведении аукциона, а также аукционная документация. Размер начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) - 41 565 844,44 руб.
1. Как считает заявитель, описание объекта закупки подготовлено с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также ст. 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку совокупность указанных характеристик указывает на модель только одного определенного иностранного производителя, что ограничивает возможность принять участие в данном аукционе любого другого производителя.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что при описании объекта закупки заказчик установили уникальные характеристики, показатели и значения которых характерны только оборудованию производителя FujiFilm (далее - ФуджиФильм). Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Так же согласно позиции ФАС России, установление в документации о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.
Заказчика в праве на самостоятельное описание объекта закупки и установление особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, однако полагает, что при подготовке к проведению закупки заказчику надлежит в должной мере изучить функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, исследовать вопрос наличия иных медицинских изделий, которые могли бы удовлетворить потребность заказчика, предпринять действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания аукционной документации.
Также Комиссия Сахалинского УФАС России считает необходимым отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников закупки и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Как следует из пояснений и предоставленных документов, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при описании в документации о закупке объекта закупки использовались правила, указанные в статье 33 Закона N 44-ФЗ, а именно указаны функциональные, технические и качественные характеристики. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
Во избежание ограничения количества участников закупки при описании объекта закупки использовалось сравнение технических параметров, предполагаемого к закупке медицинского оборудования двух производителей (прилагается), которое наглядно демонстрирует соответствие.
Также, при составлении описания объекта закупки (показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств)) использовано применение документов, разработанных и применяемых в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.
Аукционная документация сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и не содержит указания на торговые наименования приобретаемого товара. Заказчик устанавливает требования к объекту закупки исходя из потребностей, продиктованных особенностями оказания медицинской помощи и с учетом необходимости обеспечения конкуренции между потенциальными участниками товарного рынка.
Доказательства того, что Заявитель не может приобрести и поставить Заказчику товар, соответствующий условиям технического задания, в доводах жалобы не представлены, т.е. отсутствуют доказательства того, что Заявитель ограничен, как участник. Все характеристики, включенные в аукционное задание, установлены Заказчиком исходя из своих потребностей.
Так же, Заявитель в своей жалобе указывает, что при описании объекта закупки Заказчик установили уникальные характеристики, показатели и значения которых характерны только оборудованию производителя Фуджи:
- Возможность интеграции в сеть стандарта DICOM без дополнительных устройств.
- Внутренняя память процессора, не менее 3 Гб
- Функция сохранения изображения на внешние носители
- Наличие USB-порта на лицевой панели для подключения USB-носителей
- Функция записи "стоп-кадра"
- Возможность выбора времени буферизации стоп-кадра
Данный довод является несостоятельным, в виду того что при проведении анализа рынка, Заявитель не учел видеоэндоскопические системы производства компаний "СоноСкейМедикал Корп.", Китай, и "Олимпус" (CV-190) которые полностью соответствуют требованиям технического задания, что подтверждается письмом официального дистрибьютера завода производителя "SonoScape" и техничским паспортом "Olympus" "СМ-190" .
Следовательно, утверждение Заявителя о том, что характеристики Товара, установленные Заказчиком, уникальны и соответствуют только одному производителю, несостоятельны в виду наличия как минимум еще двух производителей, соответствующих требованиям документации электронного аукциона.
Комиссия УФАС по Сахалинской области изучив предоставленные документы и выслушав доводы сторон, пришла к выводу, что жалоба Заявителя необоснованна.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Москва" (ИНН 7717768215) на документацию утвержденную - Государственным казенным учреждением ''Центр государственных закупок Сахалинской области'' при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка эндоскопического видеоцентра" (извещение N 0361200015021006520) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
М. В. Силичев |
Члены Комиссии: |
А.А. Капчикаев |
|
К.Л. Рашидханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 декабря 2021 г. N 065/06/106-772/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021