Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДЕРБЕНТ" (далее - Заказчик) при проведении УПРАВЛЕНИЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДЕРБЕНТ" (далее-Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803600031821000362 "Комплекс средств автоматизации АПК "Безопасный город" г. Дербент. Подсистема "Интеллектуальная система видеонаблюдения и видеоаналитики" ( I этап 112 рубежей)" (далее - Аукцион),
в присутствии представителей от:
Заявителя - Федорищенко Ж.П. (доверенность N04/29/182/21, от 13.07.2021),
Уполномоченный орган - Магомедова Л.К. (по доверенности),
Заказчика - отсутствует (извещен),
УСТАНОВИЛА:
26.11.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
21.11.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 013 695,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации указаны характеристики иностранных производителей и допущено нарушение части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
а) В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п. 2(1) Порядка для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
На рассмотрении жалобы, установлено, что объектом закупки является поставка технических средств содержащие в себе программное обеспечение позволяющее функционировать поставляемый товар.
б) Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Как установлено Комиссией в п. 13 "Применение запрета или ограничения запреты для товаров иностранных государств:.
При осуществлении закупки к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации" информационной карты Аукционной документации указано следующее: "Постановление N 878 - постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Согласно ст. 30.1 Закона о контрактной системе "Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок":
"1. При условии установления Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. По итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом:
1) составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях выполнения обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи;
2) размещает отчет, указанный в пункте 1 настоящей части, в единой информационной системе или направляет его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи такой отчет не размещается в единой информационной системе.
3. Если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан:
1) вместе с отчетом, указанным в части 2 настоящей статьи, подготовить обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок;
2) разместить обоснование, указанное в пункте 1 настоящей части, в единой информационной системе или направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи такое обоснование не размещается в единой информационной системе.
4. Правительством Российской Федерации определяются:
1) требования к содержанию и форме отчета, указанного в части 2 настоящей статьи, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
2) требования к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе.
5. Оценка выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с использованием единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
7. Предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи отчет и обоснование не размещаются в единой информационной системе в отношении закупок товаров, работ, услуг, сведения об осуществлении которых не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Правительство Российской Федерации вправе дополнительно определить закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи отчет и обоснование не размещаются в единой информационной системе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что ч. 1.1 ст. 33 ФЗ-44 относится к специальной процедуре - "закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок", к которой данный Аукцион не относится. Также полагаем, что указанный процент закупки российских товаров должен исчисляться применительно к годовому показателю всего объема закупок конкретного заказчика, а не считаться в процентном отношении в каждой отдельной (разовой) закупке. Более того, отмечаем, что:
- Техническое задание (далее "ТЗ") не содержит указание на применимость и принадлежность изложенных характеристик оборудования именно иностранных производителей;
- утверждение заявителя о том, что указанным в ТЗ характеристикам товара, не соответствует ни один российский производитель - голословно и ничем не подтверждено;
- ТЗ в разделе 4 (стр.78) указано на допустимость использования эквивалентов товара и проектных решений, что свидетельствует об отсутствии озвученных заявителем нарушений:
"Применяемые оборудование, материалы и изделия должны технически и технологически соответствовать требованиям, указанным в настоящем Техническом задании и разработанной рабочей и сметной документации.
При создании ИСВН Исполнитель может использовать эквиваленты указанных в разработанной документации товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов. Эквивалентным (аналогичным) признается товар, материал и (или) оборудование, соответствующее требованиям (или превосходящее по качеству и техническим характеристикам), указанным в настоящем Техническом задании.
Если при выполнении работ (полностью или в части) необходимо внесение изменений в проектную (рабочую) документацию, в том числе из-за применения эквивалентных решений, Исполнитель должен внести такие изменения самостоятельно не позднее чем за 5 дней до даты сдачи-приемки результатов выполненных работ Заказчику и согласовать такие изменения с Заказчиком".
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации допущено нарушение "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г.).
Согласно п. 2 данного Постановления под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В рассматриваемом случае, Заказчик применил к закупке код ОКПД2 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов".
Представитель Уполномоченного органа сообщил, что выбор именно такого номера ОКПД2 обусловлен тем, что согласно п.1 Информационной карты аукциона является "выполнение работ по созданию Системы интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики", что является подрядным правоотношением, возникающим между Заказчиком и победителем аукциона.
Необходимый для заказчика результат (является целью) закупки - это выполнение работ (с используемым оборудованием) с итоговым результатом - Система интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики, которая сопряжена с действующим центром управления и обработки данных.
Очевидно, что предлагаемые заявителем коды ОКПД2 не соответствуют сути закупки и не предполагают заявленный результат - Заказчику не нужно оборудование как поставка по смыслу ст. 506 ГК РФ, не нужно оборудование не созданное в систему интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики.
Иные коды ОКПД2, предлагаемые заявителем (например, поставка товара), будут вводить потенциальных участников в заблуждение, создавая ложную иллюзию, что заказчику является достаточным получение оборудования, а работы именно вследствие которых и достигается нужный заказчику результат, как бы значения для заказчика не имеют"
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Кроме того, по мнению Комиссии, Постановление Правительства, на которое ссылается Заявитель не содержит такого критерия для выбора кода ОКПД2 как размер стоимости (больший процент в НМЦК) какой то составляющей закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В отношении претензий заявителя к оборудованию, указанному в проектно-сметной документации, отмечаем следующее.
В п. 9 Информационной карты аукциона в графе "Обоснование начальной максимальной цены контракта (метод)" указан проектно - сметный метод.
Данный метод предполагает, что сметы составляются с используемыми исходными данными конкретного оборудования конкретного производителя.
При этом, в целях исключения ограничения конкуренции и соблюдения требований ФЗ-44 Заказчиком в ТЗ в разделе 4 (стр.78) указано на допустимость использования эквивалентов товара и проектных решений, что свидетельствует об отсутствии озвученных заявителем нарушений:
"Применяемые оборудование, материалы и изделия должны технически и технологически соответствовать требованиям, указанным в настоящем Техническом задании и разработанной рабочей и сметной документации.
При создании ИСВН Исполнитель может использовать эквиваленты указанных в разработанной документации товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов. Эквивалентным (аналогичным) признается товар, материал и (или) оборудование, соответствующее требованиям (или превосходящее по качеству и техническим характеристикам), указанным в настоящем Техническом задании.
Если при выполнении работ (полностью или в части) необходимо внесение изменений в проектную (рабочую) документацию, в том числе из-за применения эквивалентных решений, Исполнитель должен внести такие изменения самостоятельно не позднее чем за 5 дней до даты сдачи-приемки результатов выполненных работ Заказчику и согласовать такие изменения с Заказчиком".
Таким образом, Заказчиком не допущено нарушений применительно к описанию оборудования, и следовательно не допущено ограничения конкуренции.
4. Заявитель указывает, что Заказчик не определил правила оформления заявки.
Комиссий установлено, что Заказчиком указано на возможность оформить первую часть заявки любым из изложенных в разделе 17 информационной карты способом - соответственно, Первая часть заявки может правомерно оформляться способом, указанным в п. 17.1.1 информационной карты.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены короткие сроки выполнения работ.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентирует сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, и доказательств свидетельствующих о том, что в установленные Заказчиком сроки невозможно выполнить работы не представил.
Таким образом, довод жалобы Заявителя признается необоснованной.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Жалобу Заявителя признать необоснованной
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов А.Ш.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 3 декабря 2021 г. N 005/06/106-2840/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021