Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "НПП Горизонт" на действия государственного заказчика - Комдорхоза РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Фрунзе, д.24) при осуществлении закупки на выполнение работ по установке и поставке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотовидеофиксации, для обеспечения контроля за дорожным движением и поставке программного обеспечения для ЭВМ (электронный аукцион N0310200000321002717, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23 ноября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "НПП Горизонт" на действия Комдорхоза РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в ее составе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки.
Также Заявитель указывает на то, что согласно пункту 7.2.7 Аукционной документации Заказчиком установлено, что пуско-наладочные работы включают в себя, в том числе настройку оборудования, обеспечивающую передачу в режиме реального времени данных о нарушениях и проездах транспортных средств в программное обеспечение, применяемое в ЦАФАП УГИБДД МВД по РСО-Алания (описание веб-сервиса и формата взаимодействия с использованием веб-сервиса для загрузки информации о движении транспортных средств в специализированное программное обеспечение ЦАФАП УГИБДД МВД по РСО-Алания указано в Приложении N7 к Контракту). При этом, Приложение N7 к проекту контракта с составе Аукционной документации отсутствует, что по мнению Заявителя не позволяет оценить потребность Заказчика и подать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указал на то, что в пункте N5 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлен адресный перечень мест размещения оборудования. Вместе с тем в Аукционной документации отсутствует указание на наличие, либо отсутствие опор по указанным адресам размещения оборудования. Также в составе Аукционной документации отсутствует проектно-сметная документация.
Помимо вышеуказанного Заявитель в своей жалобе также указал, что в разделе 10 ТЗ Заказчиком указано, что вся передаваемая комплексом информация должна быть защищена электронной подписью, формируемой по ГОСТ Р 34.10. Однако, ГОСТ Р 34.10 не существует, а имеются схожие по обозначению стандарты: ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ Р 34.10-2018, ГОСТ Р 34.10-2001, ГОСТ Р 34.10-94.
Не согласившись с доводами жалобы Комдорхоз РСО-Алания представил в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 ноября 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321002717 на выполнение работ по установке и поставке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотовидеофиксации, для обеспечения контроля за дорожным движением и поставке программного обеспечения для ЭВМ (в редакции N3 с внесенными изменениями) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 12.11.2021 председателем Комдорхоза РСО-Алания (далее - Конкурсная документация).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в составе Аукционной документации размещена Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
При этом, Законом о контрактной системе не установлены конкретные требования к содержанию и составу инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
2. Частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Законом о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Так, в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что в ходе исполнения контракта исполнителю необходимо поставить и установить специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фотовидеофиксации, для обеспечения контроля за дорожным движением, а также поставить программное обеспечение для ЭВМ с описанием работ и функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик поставляемых товаров.
При этом в пункте 7.2.7 ТЗ Заказчиком установлено, что пуско-наладочные работы включают в себя, в том числе настройку оборудования, обеспечивающую передачу в режиме реального времени данных о нарушениях и проездах транспортных средств в программное обеспечение, применяемое в ЦАФАП УГИБДД МВД по РСО-Алания (описание веб-сервиса и формата взаимодействия с использованием веб-сервиса для загрузки информации о движении транспортных средств в специализированное программное обеспечение ЦАФАП УГИБДД МВД по РСО-Алания указано в Приложении N7 к Контракту).
Однако, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация, в том числе проект контракта, не содержит Приложение N7 к проекту контракта.
Кроме того, в пункте 7.1.6 ТЗ Заказчиком установлено, что исполнитель обязан получить согласования и/или технические условия от балансодержателей опор (мачт городского освещения, опор городской контактной сети, иных конструкций, пригодных для размещения оборудования) на размещение оборудования, их составных частей. При отсутствии в местах установки оборудования опор улично-дорожной сети, соответствующих требованиям, предъявляемым к размещению оборудования, а также необходимости установки дополнительных опор, опоры для размещения оборудования устанавливаются исполнителем своими силами и за свой счет.
В приложении N4 и в разделе N5 ТЗ Заказчиком указан адресный перечень мест размещения закупаемого оборудования.
Однако, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, а также пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит информации о наличии либо отсутствии опор для размещения оборудования по тем или иным адресам установки оборудования.
То есть Заказчиком не установлен объем закупаемых работ, а также количество товаров (материалов), необходимых для их выполнения.
При этом, размещение проектно-сметной документации в составе Аукционной документации при поставке оборудования и закупке работ, закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Также в пунктах 1.34 и 2.35 раздела 10 ТЗ Заказчиком установлено, что вся передаваемая комплексом информация должна быть защищена электронной подписью, формируемой по ГОСТ Р 34.10.
Вместе с тем, такого ГОСТа как ГОСТ Р 34.10 в Российской Федерации на зарегистрировано, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица Комдорхоза РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, а также пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В пункте 2.2 ТЗ Заказчиком установлено, что оборудование должно быть новым, произведенным не ранее 2021 года, не бывшими в употреблении, в ремонте, в том числе не быть восстановленным, не являться оборудованием, у которого была осуществлена замена составных частей или были восстановлены потребительские свойства.
Изучив Аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования к дате производства поставляемого товара, ограничивают участников рассматриваемой закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как оно исключает возможность поставки нового товара с годом выпуска ранее 2021 года.
Действия должностного лица Комдорхоза РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В пункте 7.2.9 ТЗ Заказчиком установлено, что ввод оборудования в эксплуатацию осуществляется путем подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию, который подписывается представителями исполнителя и Заказчика. исполнитель заблаговременно не позднее истечения срока, указанного в пункте 3.1 контракта письменно уведомляет Заказчика о готовности к вводу оборудования в эксплуатацию и необходимости создания комиссии по вводу оборудования в эксплуатацию (далее - Комиссия). Комиссия создается Заказчиком в количестве 5 (пяти) человек, состоящая из 3 (трех) представителей Заказчика и 2 (двух) представителей исполнителя.
Вместе с тем, пункт 3.1 проекта контракта не содержит указания на сроки уведомления исполнителем Заказчика о готовности к вводу оборудования в эксплуатацию и необходимости создания комиссии по вводу оборудования в эксплуатацию.
При этом, данные сроки установлены Заказчиком в пункте 7.1.2 ТЗ, согласно которому исполнитель обязан уведомлять Заказчика о выполнении мероприятий по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования (в течение 2-х календарных дней с момента выполнения), а также о готовности к вводу Оборудования в эксплуатацию.
Кроме того, в пункте 7.2.10 ТЗ Заказчиком установлено, что в течение 1 (одного) рабочего дня после направления уведомления, указанного в пункте 7.2.10 ТЗ исполнитель передает Заказчику комплект документов на бумажном носителе.
Список предоставляемой документации:
- заполненный акт ввода оборудования в эксплуатацию;
- формуляры, паспорта, руководство по эксплуатации, руководство пользователя (при наличии), руководство администратора (при наличии), свидетельство о поверке на оборудование;
- копию свидетельства об утверждении типа средств измерений с приложением описания типа средств измерения.
То есть из пункта 7.2.10 ТЗ достоверно не ясно, о каком уведомлении идет речь, поскольку пункт 7.2.10 ТЗ ссылается сам на себя.
Действия должностного лица Комдорхоза РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "НПП Горизонт" на действия государственного заказчика - Комдорхоза РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по установке и поставке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотовидеофиксации, для обеспечения контроля за дорожным движением и поставке программного обеспечения для ЭВМ (электронный аукцион N0310200000321002717).
2. Признать Комдорхоз РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, а также пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Комдорхозу РСО-Алания и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА608-11/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Комдорхоза РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 30 ноября 2021 г. N А608-11/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021