Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Фурия" на действия муниципального заказчика - АМС г.Владикавказ (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пл.Штыба, д.2) при осуществлении закупки на поставку компьютерной техники для нужд АМС г.Владикавказ (электронный аукцион N0310300026221000047, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29 ноября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Фурия" на действия АМС г.Владикавказ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что в рамках проведения электронных аукционов N0310300026221000046 и N0310300026221000047 Заказчиком закупается один и тот же товар "Системный блок" в количестве 30 штук и 25 штук с начальными (максимальными) ценами контрактов 999 900,00 руб. и 999 925,00 руб. соответственно. При этом, по мнению Заявителя, Заказчиком при проведении указанных закупок создано искусственное дробление во избежание применения постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в описание объекта закупки включены дополнительные характеристики поставляемого товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ. При этом Заявитель считает, что под описание закупаемого товара подходит продукция лишь одного производителя, который в свою очередь продает свою продукцию узкому кругу поставщиков, что по мнению Заявителя ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемой закупки.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Владикавказ представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 ноября 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) АМС г.Владикавказ были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310300026221000047 на поставку компьютерной техники для нужд АМС г.Владикавказ с начальной (максимальной) ценой контракта 999 925,00 руб. (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 19.11.2021 начальником Управления информационных технологий и связи АМС г.Владикавказ (далее - Аукционная документация).
Частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), который содержит в том числе код ОКПД2 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Из Технического задания Аукционной документации следует, что объектом рассматриваемой закупки являются системные блоки в количестве 25 штук.
При этом, согласно Извещению о проведении Аукциона Заказчиком применен код позиции каталога товаров, работ, услуг 26.20.15.000-00000028 "Системный блок" входящий в свою очередь в структуру класса кода ОКПД2 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 (далее - ПП РФ от 30.04.2020 N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что Перечень содержит в том числе код ОКПД2 26.20.15 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода"
При этом, подпунктом "б" пункта 3 ПП РФ от 30.04.2020 N616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Кроме того, законодательство о контрактной системе не содержит такого понятия, как искусственное дробление закупки, а характеристики закупаемых товаров в рамках электронных аукционов N0310300026221000046 и N0310300026221000047 различаются минимум по 4 пунктам.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о соответствии Аукционной документации требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации объектом рассматриваемой закупки являются товары с номером позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000028 "Системный блок".
При этом, в описание товаров Заказчиком включены дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ 26.20.15.000-00000028.
Вместе с тем, Техническое задание Аукционной документации (далее - ТЗ) содержит обоснование необходимости включения дополнительных характеристик в описание закупаемых товаров по каждой такой характеристике, такие как: характеристика установлена заказчиком для обеспечения конфиденциальности, целостности данных, также не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания; характеристика установлена заказчиком в связи с дополнительной степенью защиты для обеспечения максимальной конфиденциальности данных; характеристика установлена заказчиком в соответствии с экономией электроэнергией и увеличением срока служба блока питания и так далее. Также в ТЗ Заказчиком указано примечание: в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемых товаров, в описании объекта закупки указана дополнительная информация исходя из характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар.
Кроме того, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит конкретных требований к форме и содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации при описании товаров.
Также к жалобе не приложены документы и материалы, подтверждающие довод Заявителя о том, что описанию закупаемых в рамках рассматриваемой закупки товаров соответствует продукция единственного производителя. При рассмотрении жалобы данный довод представитель Заявителя также никак не обосновал.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Фурия" на действия муниципального заказчика - АМС г.Владикавказ при проведении электронного аукциона N0310300026221000047 на поставку компьютерной техники для нужд АМС г.Владикавказ.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 декабря 2021 г. N А616-12/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021