Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В. А.- начальника отдела контроля органов власти;
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Отдел по жилищно - коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству Администрации Хабарского района Алтайского края" - Куратовой Натальи Васильевны;
от ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕКТОР-АГРО" - Склярова Николая Ивановича;
от ФОНЕНШТИЛЬ АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА - не явился, уведомлен,
в рамках проведения внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения Заказчика - МКУ "Отдел по жилищно - коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству Администрации Хабарского района Алтайского края" о включении сведений об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕКТОР-АГРО" (2222873024) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках проводимой закупки N 0817200000321011037 "Поставка каменного угля на отопительный период 2021-2022 годов для нужд Хабарского района Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю 30.11.2021 г. поступило обращение Заказчика - о включении сведений об ООО "ВЕКТОР-АГРО", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогу закупки N0817200000321011037.
В рамках подготовки к проведению внеплановой документарной проверки и рассмотрению обращения Заказчика, в материалы дела были представлены субъектом контроля запрошенные документы, а также представителем участника закупки представлены сведения и документы по существу объяснений о неисполнении контракта.
07.12.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого представитель Заказчика представила информацию о порядке исполнения контракта и поддержала обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "ВЕКТОР-АГРО".
Представитель участника закупки возражал, объясняя факт неисполнения контракта ростом цен на угольную продукцию, отсутствие на складах каменного угля и его обращением к Уполномоченному по правам предпринимателей в Алтайском крае, в общественную организацию с инициативой рассмотрения вопроса о сложившейся ситуации на рынке каменного угля связанной с ростом цены.
В заседании Комиссии представитель участника закупки заявил ходатайство об отложении рассмотрения обращения.
Рассмотрев поступившее ходатайство и посовещавшись на месте, Комиссия отказывает в удовлетворении ходатайства, поскольку частью 7 статьи 104 закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для отложения рассмотрения обращения или продлении сроков его рассмотрения.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.08.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321011037, НМЦК контракта составляет - 4 311 580,00 руб.
Объектом закупки является - код КТРУ 05.10.10.000-00000025 "Уголь", обязательный к применению заказчиками при описании объекта закупки с 23.12.2021 г.
Вместе с извещением о проведении электронного аукциона в Единой информационной системе в сфере закупок размещена аукционная документация, техническое задание и проект контракта.
Обоснование НМЦК размещено в ЕИС отдельным документом, которое содержит метод обоснования сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) а также сведения о поступивших двух коммерческих предложениях: Поставщик N 1 КП N054 03.08.2021; Поставщик N 2 КП N 207-08 от 04.08.2021.
В период с 20.08.2021 г. по 26.08.2021 г. на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, которые были рассмотрены аукционной комиссией 30.08.2021 г. и участники закупки их подавшие, были допущены к участию в проводимой закупке. Среди поданных заявок значится заявка N 110424026 ООО "ВЕКТОР-АГРО".
Протокол рассмотрения заявок размещен в ЕИС в день его составления.
31.08.2021 г. состоялось проведение электронного аукциона, в рамках которого ООО "ВЕКТОР-АГРО" подало свое ценовое предложение 3 600 169,30 руб. Снижение начальной максимальной цены контракта составило 16,5%.
Рассмотрев вторые части заявок, при подведении итогов электронного аукциона 01.09.2021 г. аукционная комиссия признала ООО "ВЕКТОР-АГРО" соответствующим требованиям аукционной документации, поскольку участник закупки предложил наиболее низкую цену контракта и представил в составе заявки необходимые документы для признания его соответствующим требованиям аукционной документации.
Протокол подведения итогов электронного аукциона размещен в ЕИС в день его составления.
При проведении закупочной процедуры нарушение статей 67, 69 Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Сведения процедуры заключения контракта в ЕИС (N08172000003210110370001) подтверждают соблюдение установленного статьями 83.2, 96 Закона о контрактной системе порядка и срока заключения 13.09.2021 г. с ООО "ВЕКТОР-АГРО" государственного контракта N б/н.
Сведения о контракте, направлены в реестр контрактов установленный срок частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (реестровая запись карточки контракта 3228600440721000001).
Поскольку между сторонами возник спор по порядку исполнения контракта, Заказчик ссылаясь на выставленные в адрес Поставщика разнарядки N1 (исх.N3 от 14.09.2021 г.) и N2 (исх.N22 от 29.10.2021 г.) указывает на их неисполнение. Каменный уголь не был поставлен Поставщиком в установленные сроки сентябрь-октябрь 2021 г.
При этом Поставщик представил Заказчику письмо N133-09 от 27.09.2021 г., которым сообщал о невозможности произвести поставку угля в связи с удорожанием его в угледобывающих компаниях и предлагал также увеличить стоимость его поставки до 3500 руб. за тонну.
С отказом от поставки и предложением увеличить стоимость угля Заказчик не мог согласиться и претензией N1564 от 01.10.2021 г. потребовал от Поставщика исполнить обязательства по контракту в срок до 10.10.2021 г. (направлена по почте 05.10.2021 г.). Претензия вручена Поставщику по почте 15.10.2021 г. что подтверждается ШПИ 80083965769515.
В заседании Комиссии представитель участника закупки пояснил, что Поставщик поставить товар не мог так как склады были опустошены, цены производители угля подняли и такая ситуация сложилась с лета 2021 г., что послужило основанием для обращения в различные инстанции и такое положение на рынке неблагоприятно влияет на деятельность Поставщика, в том числе по исполнению контрактов.
Комиссия относится критически к пояснениям представителя Поставщика и к представленной им в материалы дела переписке, в связи с чем, находит исполнение Поставщиком обязательств по контракту не надлежащими и нарушающим существенные условия исполнения контракта, что в свою очередь, является безусловным основанием для включения сведений о таком Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Из представленных обращений N88 от 06.12.2021 г. в Торгово-Промышленную Палату Алтайского края, N322-11 от 17.11.2021 г. к Уполномоченному по правам Предпринимателей в Алтайском крае следует, что Поставщику было известно с начала 2021 г. о росте стоимости перевозок угля, а также с июня 2021 г. начал происходить регулярный скачкообразный рост цены и образование дефицита поставки угля по всей территории России.
Однако это не останавливало участника закупки в подаче им своей заявки 26.08.2021 в 7:31 (МСК) на участие в электронном аукционе, а также в подаче им своего ценового предложения 31.08.2021 г. со снижением НМЦК на 16,5%.
Более того, не взирая на освобождение складов от угля, на момент заключения контракта участника закупки такая ситуация не останавливала в уверенности на изменение цены в процессе исполнения контракта, хотя часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе содержит прямой запрет на изменение существенных условий контракта.
Согласно пункту 1 статьи 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Статьей 53.1 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Реестр недобросовестных поставщиков предполагает внесение сведений как о самом юридическом лице, так и в отношении лица уполномочено выступать от его имени.
Заявку на участие в аукционе подавало ООО "ВЕКТОР-АГРО" за электронной подписью руководителя общества. Контракт заключен с Заказчиком также с ООО "ВЕКТОР-АГРО" за подписью руководителя общества, который является единственным участником общества и который не мог не знать или не владеть о сложившейся ситуации на рынке угля.
Тем не менее, участником закупки в своей воле и в своих интересах были совершены все действия направленные на снижение цены и заключение контракта по итогу проведения электронного аукциона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Согласно статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Поскольку уголь не был поставлен, Заказчик выставил в адрес ООО "ВЕКТОР-АГРО" претензию об уплате штрафов (пеней) N23 от 10.11.2021 г., уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта N25 от 10.11.2021 г., решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N24 от 10.11.2021 г. и указанную корреспонденцию направил ему разными заказными письмами 12.11.2021 г.
Представитель участника закупки пояснил, что, указанную корреспонденцию ООО "ВЕКТОР-АГРО" не получало. О решении Заказчика стало известно лишь 02.12.2021 г., в связи с получением от контрольного органа в сфере закупок соответствующего уведомления о дате и времени рассмотрения настоящего дела
Представитель Заказчика возражала, ссылаясь на "ШПИ" отслеживания почтовых отправлений, полученных Заказчиком 29.11.2021 г., из которых следует, что ООО "ВЕКТОР-АГРО" получил письма 16.11.2021 г.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
При рассмотрении Комиссией документов Заказчика установлено, что Заказчик путем самостоятельного отслеживания почтовых отправлений установил факт вручения корреспонденции Поставщику 29.11.2021 г. В материалы дела не представлено других доказательств, из которых следовало бы, что Заказчик получил обратные почтовые уведомления или в действительности располагает фактом отсутствия Поставщика по почтовому адресу. Из пояснений представителя Заказчика также следует, что являясь ответственным исполнителем и осуществляя контроль за ходом исполнения контракта 29.11.2021 г. был установлен факт вручения писем Поставщику. Однако рассчитывая сроки такого уведомления, заказчик исходил от даты уведомления Поставщика - 16.11.2021 г., а не так как указано прямо в Законе (от даты получения обратного уведомления).
В рассматриваемом случае Комиссия считает, что при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В ходе проверки размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссией выявлено, что в разделе "дополнительная информация к контракту" отсутствуют такие сведения.
Из пояснений представителя Заказчика и сведений из реестра контрактов (карточка N3228600440721000001) следует, что такая информация размещена 11.11.2021 г. не в том разделе, а именно в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта", что не соответствует порядку размещения информации в ЕИС.
Таким образом, в случае если руководствоваться датой получения Заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления (29.11.2021 г.), то контракт считается расторгнутым не ранее 09.12.2021 г.
Если руководствоваться сведениями, размещенными в ЕИС, пусть даже не в том разделе сведений о контракте, но с даты их размещения (11.11.2021 г.), то контракт считается расторгнутым не ранее 21.12.2021 г.
Пунктом 6 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
- основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 104 закона о контрактной системе, Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, в действиях Заказчика содержаться признаки нарушения положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. Кроме того, Заказчик направил обращение в уполномоченный орган по контролю в сфере закупок преждевременно, до даты фактического расторжения контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10.2. контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
- невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара.
Представленные претензии Заказчика и документы свидетельствующие о их направлении Поставщику свидетельствуют о том, что последний их получил либо за пределами установленного срока исполнения, либо направление претензий одномоментно с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, на дату рассмотрения настоящего обращения у Поставщика имеется еще возможность исправить сложившуюся ситуацию с поставкой угля, а у Заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
- рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
Подпунктом "а" пункта 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Рассмотрев обращение и документы, представленные Заказчиком, в рамках проведения внеплановой документарной проверки, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика - МКУ "Отдел по жилищно - коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству Администрации Хабарского района Алтайского края" при проведении электронного аукциона N N 0817200000321011037 "Поставка каменного угля на отопительный период 2021-2022 годов для нужд Хабарского района Алтайского края" выявлено нарушение части 12 статьи 95 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
3. Отказать во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕКТОР-АГРО" ИНН 2222873024 .
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 декабря 2021 г. N РНП-22-206-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021