Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Е-ПЛЮС" (далее - заявитель, общество) на действия Главного управления контрактного системы Омской области (далее также уполномоченный орган) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее также заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по подключению лабораторного оборудования к централизованной подсистеме "Лабораторные исследования" ("Единая цифровая платформа. ЛИС") региональной медицинской информационной системы (Реестровый номер 21.32.1897)" (извещение N 0152200004721001864) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность от 03.02.2021 N 137);
заказчика - "_", директора, "_" (доверенность N 49 от 01.12.2021), "_" (доверенность N 50 от 01.12.2021), "_" (доверенность N 51 от 01.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11458э от 26.11.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 18.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721001864 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12 600 000 руб.
24.11.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
26.11.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано две заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 30.11.2021 в процедуре проведения аукциона принял участие один участник закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2021 заявка ООО "НЦИ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частями 3, 4 и 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
3.1. В жалобе заявителя дословно указано: "В пунте 1.2 Технического задания "Перечень сокращений" определено понятие СПО как "Специализированное программное обеспечение, сюда входит АС МЛО, драйвера и другие компоненты для передачи данных".
Однако далее в Техническом задании и иных документах закупки отсутствует полный перечень и количество программного обеспечения, которое необходимо установить в рамках оказания услуг по контракту.
Так, в силу Таблицы 2 (п. 2 Технического задания) для настройки и подключения лабораторного оборудования требуется провести установку, настройку и конфигурацию СПО на оборудование Заказчика.
Дополнительные требования к СПО также установлены в разделе 4.2 Технического задания, где также отсутствует информация о том в каком количестве и какое именно программное обеспечение должно быть установлено на оборудование Заказчика.
Более того, согласно разъяснениям от 24.11.2021 г. указанное программное обеспечение исполнитель должен получить самостоятельно у правообладателя ООО "РТ МИС", из чего следует, что данная закупка также включает в себя необходимость использования программного обеспечения, о котором полностью отсутствует необходимая информация (наименование и количество) и не известны условия использования (лицензионые требования, размер и порядок оплты вознагрждения за использование программного обеспечения)".
Согласно разделу II "Наименование и описание объекта закупки": "Наименование объекта закупки: оказание услуг по подключению лабораторного оборудования к централизованной подсистеме "Лабораторные исследования" ("Единая цифровая платформа. ЛИС") региональной медицинской информационной системы (далее - услуги).
Описание объекта закупки: услуги оказываются в соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по подключению лабораторного оборудования к централизованной подсистеме "Лабораторные исследования" ("Единая цифровая платформа. ЛИС") региональной медицинской информационной системы (Приложение N 1 к контракту (раздел III "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" документации)), Калькуляцией (Приложение N 2 к контракту (раздел III "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" документации))".
Из положений документации об электронном аукционе и пояснений заказчика следует, что программное обеспечение имеется в наличии у заказчика и предоставляется исполнителю заказчиком.
Вместе с тем в разъяснениях положений документации было указано, что "драйвера, инструкции по настройке и конфигурированию лабораторного оборудования предполагаемого к подключению, инструкции по настройке специализированного программного обеспечения (далее - СПО), методики, выполняемые на подключаемом оборудовании предоставляются Правообладателем СПО - ООО "РТ МИС" по запросу Исполнителя. Сроки, порядок и условия предоставления необходимо уточнять у Правообладателя".
Указанное свидетельствует о нарушении части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе.
Возражений в рассматриваемой части уполномоченным органом не представлено, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
3.2. В жалобе также было указано: "Согласно пункту 4.1 Технического задания Заказчик предоставляет Исполнителю Акт предварительного обследования лабораторного оборудования в течение 2 рабочих дней с даты заключения контракта.
Данные, отображаемые в указанном Акте, являются существенными для определения объема услуг и, соответственно, предложения о цене контракта:
- наименование и модель оборудование;
- состояние оборудования;
- наличие рабочего места;
- наличие доступа;
- установленное ПО;
- наличие розеток в кабинете, где расположено рабочее место;
- и прочие параметры.
При этом обращаем внимание, что в Приложении N 2 к Техническому заданию указано 150 единиц оборудования, в отношении которого отсутствует существенная информация (состояние, где и как установлено и прочее).
Заказчик в разъяснениях от 24.11.2021 г. указал, что объем работ определен перечнем оборудования в Приложении N 2 к Техническому заданию. Однако на основании одного только перечня оборудования без установления его фактического состояния, места установки и прочих параметров не позволяет определить масштаб необходимых работ".
Из представленных возражений заказчика и положений документации об электронном аукционе следует, что перечень лабораторного оборудования на объектах автоматизации представлен в Приложении N 2 к Техническому заданию. Заказчик предоставляет исполнителю условия и обеспечения, необходимые для своевременного и качественного оказания услуг в соответствии с Техническим заданием, а также акты предварительного обследования на каждую единицу оборудования из указанного перечня предоставляются исполнителю в течение 2 рабочих дней со дня заключения контракта, по форме, приведенной в Приложении N 3 к Техническому заданию.
При этом указанные акты дают только ориентировочное состояние указанного оборудования, фактическое же состояние возможно определить только на месте оказания услуг. Данный порядок применяется в связи с возможностью возникновения в период после подготовки и размещения закупки до заключения контракта фактов выбытия оборудования в связи с поломкой, и искажений в учетных данных об анализаторах, предоставленных учреждениями здравоохранения из перечня, и возможности их устранения с целью эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных для целей реализации национального проекта.
Комиссия соглашается с возражениями заказчика и признает довод жалобы в указанной части необоснованным.
3.3. Заявителем также указано: "В п. 2 Технического задания установлены требования о проведении инструктажа сотрудников Заказчика по работе с системой.
Вместе с тем программа такого инструктажа в аукционной документации не установлена, требования к содержанию программы инструктажа также отсутствуют. В связи с чем участник лишен возможности установить потребности Заказчика в части оказания данного вида услуг".
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что положениями документации об электронном аукционе действительно не установлено каких-либо требований к инструктажу по работе с системой, вместе с тем нарушений законодательства о контрактной системе в данной части не усматривается, так как положения Федерального закона о контрактной системе не обязывают заказчика устанавливать требования, если они не являются для него существенными.
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
3.4. В жалобе также было указано: "Кроме того, в силу п. 2.1 Технического задания исполнитель для подключения оборудования дополнительно при необходимости должен приобрести конвертеры. По утверждению Заказчика (п. 8 и п. 9 разъяснений) стоимость 80% конвертеров включена в цену контракта.
Однако в связи с отсутствием Актом предварительного обследования невозможно установить количество конвертеров, которые необходимо приобрести для выполнения работ (возможно для этого потребуется приобретение конвертеров для всего оборудования, а не только для 80%), а значит установить правильность определения начальной (максимальной) цены закупки и сформировать собственное ценовое предложение".
Указанный доводы жалобы Комиссия признает обоснованным, так как документацией об электронном аукционе не установлено каких-либо требований к конвертерам, которые будет использоваться при оказании услуг.
В данной части установлены нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Е-ПЛЮС" на действия Главного управления контрактного системы Омской области и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по подключению лабораторного оборудования к централизованной подсистеме "Лабораторные исследования" ("Единая цифровая платформа. ЛИС") региональной медицинской информационной системы (Реестровый номер 21.32.1897)" (извещение N 0152200004721001864) в части.
2. Признать в действиях Главного управления контрактного системы Омской области нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактного системы Омской области, бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 декабря 2021 г. N 055/06/33-1217/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2021