Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, при участии директора Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Детский оздоровительный центр круглогодичного действия "КОЛОС" (далее - ГБУ РО "ДОЦ круглогодичного действия "КОЛОС", Заказчик) <_>, представителя ГБУ РО "ДОЦ круглогодичного действия "КОЛОС" <_>, представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, представителя ООО "РемСтрой" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", уведомленных надлежащим образом (исх. N 6183 от 29.11.2021), рассмотрев жалобу ООО "РемСтрой" б/н б/д (вх. N 7076 от 26.11.2021) на действия Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Детский оздоровительный центр круглогодичного действия "КОЛОС") при проведении электронного аукциона на проведение ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей (извещение N 0859200001121013643 от 16.11.2021) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
ГБУ РО "ДОЦ круглогодичного действия "КОЛОС" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на проведение ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей (далее - электронный аукцион).
16 ноября 2021 года извещение о проведении электронного аукциона N 0859200001121013643 и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 188 426,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: в аукционной документации следует установить требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) "Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта" Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзывах на жалобу N 236 от 30.11.2021 (вх. N 7174 от 01.12.2021), N 539 от 30.11.2021 (вх. N 7166 от 30.11.2021) Заказчик и Уполномоченное учреждение сообщили, что считают доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения Сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о ФКС установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о ФКС в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о ФКС Постановлением N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчику в аукционной документации следует установить требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) "Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта" Постановления N 99.
В соответствии с пунктом 2 (5) Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно аукционной документации объектом закупки является проведение ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей.
Согласно части 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, объект закупки: проведение ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей - является линейным.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что протяженность тепловых сетей составляет 1476 п.м. в четырехтрубном исполнении, однако запланированный ремонт касается только 460 п.м. в двухтрубном исполнении, что является доказательством проведения именно текущего ремонта.
Заказчик указал, что Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (далее - Типовая инструкция).
В соответствии с п. 7.1 Типовой инструкции ремонт тепловых сетей и тепловых пунктов подразделяется на:
- текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений;
- капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.
В разделе "Трубопроводы, арматура и оборудование тепловых сетей, насосных станций, тепловых пунктов" Приложения N 7 Типовой инструкции установлено, работы по текущему ремонту предполагают смену отдельных труб, сварка или подварка отдельных труб.
По мнению Заказчика, в рассматриваемом случае параметры теплотрассы не изменяются, осуществляется замена изношенных участков трубопровода и арматуры, следовательно, работы относятся к текущему ремонту
Комиссия Рязанского УФАС России, проанализировав представленные документы, а также аукционную документацию, пришла к выводу, что работы по рассматриваемой закупке относятся к капитальному ремонту.
Так, согласно локально сметному расчету, входящему в состав аукционной документации, при выполнении ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей предусмотрены в том числе следующие работы:
- разборка трубопроводов водоснабжения из чугунных труб диаметром 50 мм;
- разборка трубопроводов водоснабжения из чугунных труб диаметром 100 мм;
- надземная прокладка стальных трубопроводов в изоляции из пенополиуретана (ППУ) с изоляцией стыком скорлупами при минимальном давлении 1,6 Мпа, при температуре 150°С, диаметр труб 125 мм.
Таким образом, при выполнении ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей необходимо произвести смену пришедших в негодность трубопроводов с увеличением диаметра труб, что в свою очередь, согласно разделу "Трубопроводы, арматура и оборудование тепловых сетей, насосных станций, тепловых пунктов" Приложения N 7 Типовой инструкции, относится к работам по капитальному ремонту тепловых сетей.
Кроме того, замене подлежит существенный участок трубопровода в объеме более 15% от имеющейся длины трубопровода.
Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при составлении и утверждении документации об электронном аукционе неправомерно не установлено требование пункта 2 (5) Приложения N 1 к Постановлению N 99, так как работы, включенные в объект закупки, входят в состав мероприятий по капитальному ремонту линейного объекта.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- Установка задвижек или клапанов стальных;
- Демонтаж и надземная прокладка стальных трубопроводов при номинальном давлении 1,6 МПа, температуре 150°С.
Вышеуказанные работы, согласно пунктам 18.1 "Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия", 18.2 "Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше", 18.3 "Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения" Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.
Таким образом, Заказчику необходимо установить в документации об электронном аукционе в соответствии с действующим законодательством обязательные требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно: требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что в аукционной документации рассматриваемой закупки не установлены требования к содержанию второй части заявки, а именно: требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России, приходит к выводу, что действия Заказчика при проведении электронного аукциона на проведение ремонтных работ по замене ветхих тепловых сетей (извещение N 0859200001121013643 от 16.11.2021) нарушают требования п. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 31 Закона о ФКС в части не установления дополнительных требований к участникам закупки, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "РемСтрой" обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Детский оздоровительный центр круглогодичного действия "КОЛОС") нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному учреждению и Оператору электронной площадки об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы от 07.12.2021 по делу N 062/06/64-1093/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 7 декабря 2021 г. N 062/06/64-1093/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2021