Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей МГУ им. М.В. Ломоносова: А.А. Щевьевой, О.Ю. Миронюк,
в отсутствие представителей ООО "Стройреконструкция", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.11.2021 N ЕИ/72532/21,
рассмотрев жалобу ООО "Стройреконструкция" (далее - Заявитель) на действия МГУ им. М.В. Ломоносова (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия: капитальный ремонт поточной аудитории 02 МГУ имени М.В. Ломоносова (2 усл. ед).(ID.44686) (Закупка N 0373100040121000514)
(далее - конкурс, конкурс с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.11.2021 N ЕИ/72532/21, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно заверенную копию положения (иного акта), устанавливающего полномочия и обязанности членов Комиссии, действующей при проведении закупки, сведения о членах Комиссии, действующей при проведении закупки (паспортные данные), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 25.11.2021 NПРОII1 вторая часть заявки ООО "Стройреконструкция" признана не соответствующей требованиям документации, в том числе на следующем основании: "Не соответствует на основании ч. 8 ст. 56.1 Закона 44-ФЗ связи с несоответствия участника закупки требованиям, установленным Конкурсной документацией (далее КД) в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ и указанным в пп. 2 п.1.1.19 части 1 КД. Договор N 40 от 01.02.2020 Реконструкция здания государственного областного бюджетного учреждения культуры "Мурманский областной краеведческий музей в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования, г. Мурманск, проспект Ленина, д. 90., сведения о котором не содержатся в реестре контрактов, заключённых заказчиками в соответствии с Законом ФЗ-44-ФЗ или в реестре договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом ФЗ-223-ФЗ, также в указанном договоре отсутствуют работы, влияющие на конструктивные особенности и другие характеристики надёжности и безопасности объекта культурного наследия, что не соответствует требованиям КД".
На основании ч.4 ст.56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 статьи 56.1 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу п.1 приложения 1 к Постановлению N99 при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия к участникам закупки применяются дополнительные требования о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Подтверждением такого опыта являются следующие документы:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п.1.1.19 информационной карты конкурсной документации установлены дополнительные требования в соответствие с постановлением N99, а именно: "наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учётом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключённого в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота),на право заключить который проводится закупка".
Согласно ч.7 ст.56.1 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что для подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N99 Заявителем был приложен договор строительного подряда N40 от 01 февраля 2020 г., в котором в разделе 1 "Предмет договора" в пункте 1.3 указано: "Виды и объем работ, производимые Исполнителем по настоящему договору, устанавливаются в Приложении N1 (Локальный сметный расчет), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора".
При этом, в составе заявки участником не предоставлено вышеуказанное приложение к договору, в связи с чем не представляется возможным определить виды и объем работ, которые по этому договору производились, что приводит к невозможности подтверждения опыта участника.
Вместе с тем Комиссией Управления, что в согласно п.1 Приложения N1 к постановлению N99 подтверждением опыта являются, в том числе копии акта (актов) выполненных работ.
Так, при рассмотрении заявки Заявителя Комиссией Управления было установлено, что к договору N 40 от 01 февраля 2020 г были приложены акты о приемке выполненных работ, в которых указаны подрядчик, исполнитель, объект, а также перечень выполняемых работ в рамках указанного договора.
Комиссией Управления установлено, что в рамках данного контракта устанавливались перемычки дверные расширяемые, осуществлялась укладка металлических балок в перекрытиях: междуэтажных, а также покрытие поверхностей стен грунтовкой глубокого проникновения и т.д., что, по мнению, Комиссии Управления, затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в п.1 Приложения N1 к постановлению N99 указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в п.1 Приложения N1 к постановлению N99 указано, что в качестве документа, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям участник закупки должен приложить к договору копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ч.5.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом в силу ч.15 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно;
4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что положения ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают исчерпывающий перечень оснований при которых выдача разрешения на строительство не требуется, однако Комиссией Управления установлено, что здание государственного областного бюджетного учреждения культуры "Мурманский областной краеведческий музей",г. Мурманск, пр. Ленина, д. 90 не подпадает под указанные исключения, в связи с чем разрешение на строительство указанного объекта выдавалось.
Презюмируя вышеизложенное у участника в составе заявки также должно присутствовать разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, о чем прямо указано в п.1 Приложения N1 к постановлению N99, однако данное разрешение в составе заявки ООО "Стройреконструкция" отсутствует, что напрямую указывает на несоответствие данного участника дополнительным требованиям.
В соответствии с ч.8 ст.56.1 Закона о контактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контактной системе, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контактной системе.
Согласно ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у конкурсной комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя не соответствующей, и решение конкурсной комиссии Заказчика в части признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе является правомерным.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать, в том числе информацию о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям.
Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 25.11.2021 NПРОII1 заявка ООО "Стройреконструкция" признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ввиду то, что также в представленном договоре N40 от 01 февраля 2020 г. отсутствуют работы, влияющие на конструктивные особенности и другие характеристики надёжности и безопасности объекта культурного наследия, что не соответствует требованиям документации, однако в ходе заседания Комиссией Управления было установлено, что заявка Заявителя не подлежит допуску ввиду отсутствия в составе заявки копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что указывает на нарушения п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе допущенные конкурсной комиссии при формировании протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 25.11.2021 NПРОII1, поскольку комиссией указано неверное основание отклонения заявки ООО "Стройреконструкция".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией Заказчика положений п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Вместе с тем при разрешении вопроса о выдаче предписания Комиссией Управления принято во внимание то, что у конкурсной комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя не соответствующей, и решение конкурсной комиссии Заказчика в части признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе является правомерным, в связи с чем выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройреконструкция" на действия конкурсной комиссии МГУ им. М.В. Ломоносова" обоснованной в части указания в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 25.11.2021 NПРОII1 неверного основания отклонения заявки ООО "Стройреконструкция".
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.А. Матюшенко
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 декабря 2021 г. N 077/06/106-21337/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021