Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "ЦСТиСК" Москомспорта: А.В. Корякина, М.В. Устименко,
АО "МАКС": И.В. Пастуховой,
рассмотрев жалобу АО "МАКС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ЦСТиСК" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по страхованию спортсменов, проходящих спортивную подготовку в подведомственных Москомспорту организациях, а также спортсменов и тренеров, входящих в состав спортивных сборных команд города Москвы по единоборствам и иным видам спорта в 2022 году (Закупки N 0373200101021000217,
0373200101021000218, 0373200101021000219, 0373200101021000220, 0373200101021000221, 0373200101021000222) (далее - конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.12.2021 NЕИ/73215/21, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка и критериев оценки заявок на участие в конкурсах в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Согласно порядку оценки по вышеуказанному критерию установлены следующие показатели:
"1. Показатель: "Количество договоров медицинского страхования, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г. (кроме договоров страхования граждан, выезжающих за рубеж)".
Обозначение показателя критерия: А1
Коэффициент значимости показателя (КЗ): 0,45
Максимальная оценка по показателю составляет 45 баллов.
Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров). Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться выпиской по форме ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 31 декабря 2020 г. (сумма количества договоров Подраздел 7.2., столбец 16, код строки 112 и Подраздел 7.2., столбец 16, код строки 119).
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Предоставленные Участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.
Порядок оценки по показателю:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (А1i), определяется по формуле:
А1i = КЗ*100*(Кi/Кmax), где
КЗ - коэффициент значимости показателя
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Кmax -максимальное предложение участника закупки из предложений по показателю.
Заявке, в которой отсутствуют сведения по данному показателю присваивается 0 баллов.
2. Показатель: "Количество договоров страхования от несчастных случаев и болезней, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г."
Обозначение показателя критерия: А2
Коэффициент значимости показателя: 0,45
Максимальное значение показателя составляет 45 баллов.
Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров). Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться выпиской по форме ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 31 декабря 2020 г. (Подраздел 6.2., столбец 16, код строки 110).
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Предоставленные Участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.
Порядок оценки заявок по показателю:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (А2i), определяется по формуле:
А2i = КЗ*100*(Кi/Кmax), где
КЗ - коэффициент значимости показателя
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Кmax - максимальное предложение участника закупки из предложений по показателю.
Заявке, в которой отсутствуют сведения по данному показателю присваивается 0 баллов.
3. Показатель: "Средний размер выплаты по личному страхованию (кроме страхования жизни)".
Обозначение показателя критерия: А3
Коэффициент значимости показателя: 0,1
Максимальное значение показателя составляет 10 баллов.
Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров). Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться выпиской по форме ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 31 декабря 2020 г. (деление размера выплат по договорам личного страхования (кроме страхования жизни) (тыс. руб.) на количество урегулированных страховых случаев за вычетом отказов в страховой выплате (единиц): (раздел 1, столбец 9, код строки 121 / (раздел 1, столбец 7 код строки 121 -раздел 1, столбец 8, код строки 121)).
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Предоставленные Участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.
Порядок оценки заявок по показателю критерия:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (А3i), определяется по формуле:
А3i = КЗ*100*(Кi/Кmax), где
КЗ - коэффициент значимости показателя
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Кmax - максимальное предложение участника закупки из предложений по показателю.
Заявке, в которой отсутствуют сведения по данному показателю присваивается 0 баллов. Заявке, в которой количество урегулированных страховых случаев равно количеству отказов в страховой выплате присваивается 0 баллов. Сведения предоставляются в тысячах рублей".
По мнению Заявителя, в отсутствие в условиях конкурсной документации иных конкурентоспособных показателей, данное обстоятельство гарантирует победу САО "ВСК", поскольку из условий конкурсной документации следует, что по конкурентоспособным показателям "Количество договоров медицинского страхования, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г. (кроме договоров страхования граждан, выезжающих за рубеж)" и "Количество договоров страхования от несчастных случаев и болезней, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г." участнику закупки САО "ВСК" должно быть присвоено максимальное количество баллов.
Таким образом, показатели критериев оценки заявок, установленные в конкурсной документации, обеспечивают САО "ВСК", в случае подачи им заявки на участие в конкурсе, признание его победителем конкурса, что создает необоснованные преимущества отдельному участнику закупки и не позволяет остальным участникам добросовестно конкурировать в ходе проведения конкурса. Информация по ключевым оцениваемым конкурсной комиссией показателям размещена на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом Заявителя, представитель Заказчика пояснил, что объектом закупочных процедур является приобретение услуг добровольного страхования, в рамках которых цена страхового полюса не регламентируется законодательством, что позволяет участникам закупки представить ценовое предложение по своему усмотрению для получения наибольшего количества баллов по стоимостному критерию оценки "Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", значимость которого составляет 60%.
Таким образом, участники закупки, не обладающие должным уровнем квалификации по нестоимостным критериям оценки, но предложившие наилучшие ценовые условия исполнения контракта, могут быть признаны победителями закупочных процедур.
Комиссия Управления также отмечает, что приведенные в составе жалобы расчеты по возможной квалификационной оценке страховых компаний по показателю "Средний размер выплаты по личному страхованию (кроме страхования жизни)" указывают на иное лицо, а именно ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", которому будет присвоен максимальный балл, что не может однозначным образом свидетельствовать об исключительном преимуществе
САО "ВСК" при оценки по квалификационных сведений.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что исходя из наименования показателей "Количество договоров медицинского страхования, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г. (кроме договоров страхования граждан, выезжающих за рубеж)", "Количество договоров страхования от несчастных случаев и болезней, заключенных с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, действовавших на 31 декабря 2020 г." конкурсная комиссия вправе оценивать контракты находящиеся на стадии исполнения, что не позволяет объективно определить соответствие опыта участника закупки, установленным конкурсной документацией требованиям.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что вопреки доводам заявителя вышеуказанным порядком оценки однозначным образом установлено, что конкурсной комиссией оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров), двоякое толкования положений порядка оценки исключено.
В составе жалобы Заявитель также указывает, на неправомерное отсутствие по вышеуказанным показателям условий сопоставимости объема представленных в составе заявки контрактов/договоров, поскольку исходя из приведенных в составе жалобы расчетов САО "ВСК" имеет в среднем по 2.5 застрахованных лица на один договор, тогда как в отношении договоров, заключенных иными страховыми организациями, такой показатель составляет менее 2, что не позволяет осуществить надлежащую квалификационную оценку.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что доводы Заявителя сводятся исключительно к более логичному, по его мнению, формированию порядка оценки, что, как самостоятельный факт, не может являться основанием для признания Заказчика нарушившим Закон о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу подпункта "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является в частности показатель "Общая стоимость исполненных контрактов".
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение в отношении условий исполнения контракта при проведении закупок, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "МАКС" на действия ГКУ "ЦСТиСК" Москомспорта необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.12.2021 NЕИ/73215/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.С. Леонтьева
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 декабря 2021 г. N 077/06/106-21526/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2021