На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБОУ ВО "МПГУ" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: открытый конкурс в электронной форме на право заключения государственного контракта на организацию Первого Всероссийского педагогического об-разовательного форума "Учитель - Будущее России" (реестровый N 0373100116221000013).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) проводит внеплановую проверку в составе:
Председательствующего:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
в присутствии уполномоченных представителей ФГБОУ ВО "МПГУ",
а также в отсутствие представителей ФОНДА ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/74677/21 от 07.12.2021),
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
30.08.2021 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 20 000 000,00 руб.
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
П.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления определено, что порядком оценки заявок участников закупки установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема":
Значимость показателя критерия - 60%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,60. Максимальное количество баллов по показателю - 100. Оценка производится по сумме успешно исполненных ранее контрактов/договоров (без начисления штрафов и пеней) с аналогичным предметом закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных к Заявке на участие в конкурсе, представленных Участником закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема, с 15.08.2019 года по 15.08.2021 года.
В качестве документов, подтверждающих наличие опыта Участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема, должны быть предоставлены:
- копии контрактов/договоров;
- копии документов, подтверждающих исполнение контрактов/договоров по которым не была взыскана неустойка;
Количество баллов присуждаемых по критерию оценки "опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема" определяется по формуле:
НЦОi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В данном случае, КЗ = 0,60;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Комиссией Управления определено, что порядком оценки заявок участников закупки установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
Значимость показателя критерия - 20%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,20.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Оценка производится по количеству сотрудников, которые будут непосредственно привлечены участником для оказания услуг (выполнения работ, поставки товаров), подтверждённому документально на основании сведений, предоставленных Участником в Заявке на участие в конкурсе.
В качестве документов, подтверждающих обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, должны быть предоставлены:
- копии трудовых книжек или штатного расписания, или трудовых договоров, или документов об образовании/повышении квалификации, предоставленные в строгом соответствии с действующим законодательством;
Количество баллов присуждаемых по критерию оценки "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" определяется по формуле:
НЦТi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В данном случае, КЗ = 0,20;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.09.2021 NПРОII1 участнику закупки с номером заявки 110544738 (ФОНД ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ) по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема" конкурсной комиссией учтены сведения о контрактах/договорах на общую сумму 1 272 000 000,00 руб., по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" учтены сведения в отношении 774 сотрудников.
Вместе с тем Комиссией Управления также установлено, что согласно представленным Заказчиком документам и сведениям в составе заявки вышеуказанного участника закупки представлен файл с наименованием "2.5 Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг.dpf" с указанием на 28 контрактов/договоров, файл с наименованием "Таблица договоров ФГП.pdf" с указанием на 145 контрактов/договоров на общую сумму 1 272 325 142,00 руб., а также файл с наименованием "2.7 Штатное расписание ФГП.pdf" с указанием на 774 сотрудника.
Одновременно с этим согласно имеющейся у Комиссии Управления информации, полученной Управлением от электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 87405-ЭП/21 от 06.10.2021) в ответ на письмо Московского УФАС России исх. N ЕП/60798/21 от 05.10.2021, в составе заявки участника закупки с номером заявки 110544738 (ФОНД ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ) представлены следующие документы:
- файл с наименованием "2.5 Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг.dpf" с указанием на 28 контрактов/договоров;
- файл с наименованием "2.7 Штатное расписание ФГП.pdf" с указанием на 31 сотрудника.
Таким образом, в рассматриваемом случае из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" сведений следует, что в составе заявки участника закупки с номером заявки 110544738 (ФОНД ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ) отсутствует файл с наименованием "Таблица договоров ФГП.pdf" с указанием на 145 контрактов/договоров на общую сумму 1 272 325 142,00 руб., а также файл с наименованием "2.7 Штатное расписание ФГП.pdf" с указанием на 774 сотрудника, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания полагать,что конкурсной комиссией Заказчика правомерно учтены сведения по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг (выполнению работ, поставки товаров) сопоставимого характера и объема" на общую сумму 1 272 325 142,00 руб., а также сведения по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" в отношении 774 сотрудников.
В свою очередь представитель Заказчика подвергнул сомнению тот факт, что конкурсной комиссией Заказчика корректная указана в Протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.09.2021 NПРОII1 общая сумма по контрактам/договорам, равная 1 272 325 142,00 руб., сославшись на возможную техническую ошибка при оценке всех заявок, а также срочность закупки.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оценки указанной заявки в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" конкурсная комиссия Заказчика руководствовалась фактическим наличием в таблице "2.7 Штатное расписание ФГП.pdf" сведений о 774 сотрудниках и частичной проверкой сведений.
Однако порядком оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" однозначно определено, что "В качестве документов, подтверждающих обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, должны быть предоставлены: - копии трудовых книжек или штатного расписания, или трудовых договоров, или документов об образовании/повышении квалификации, предоставленные в строгом соответствии с действующим законодательством".
Более того, учитывая вышеуказанные обстоятельства Комиссия Управления ставит под сомнения правомерность осуществления конкурсной комиссией Заказчика оценки вышеуказанной заявки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссии Заказчика ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе при оценке заявки ФОНДА ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение статьи ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на организацию Первого Всероссийского педагогического об-разовательного форума "Учитель - Будущее России" (реестровый N 0373100116221000013).
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку восстановление прав и законных интересов заинтересованных лиц возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
М.М. Кузьмина |
|
|
А.С. Алексеева |
Исп. А.С. Спирякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2021 г. N 077/06/54.7-22196/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2021